Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вырастут цены практически на все. Как возможные вторичные пошлины для покупающих российскую нефть стран скажутся на мировом рынке

Вырастут цены практически на все. Как возможные вторичные пошлины для покупающих российскую нефть стран скажутся на мировом рынке

Эксперт Симонов об угрозах Трампа: Убрать нефть из РФ с мирового рынка невозможно

Президент США Дональд Трамп введет вторичные пошлины в 100 процентов на товары из стран, закупающих нефть в России, если за 50 дней не получится добиться украинского урегулирования. Об этом он заявил на встрече с генсеком НАТО Марком Рютте.

Ранее сообщалось, что в законопроекте о вторичных пошлинах, внесенном в Конгресс США сенатором Линдси Грэмом, предусматривалось введение пошлин в 500 процентов. Впрочем, особого значения размер пошлин 500, 100 или 50 процентов не имеет. В любом случае они окажутся заградительными для торговых партнеров США.

Главные покупатели нашей нефти - Китай и Индия. На их долю приходится по разным оценкам от 70 до 85 процентов экспорта российской нефти и 15-20 процентов поставок за границу нефтепродуктов. Для обеих стран США основной торговый партнер. Причем их экспорт в США значительно превышает импорт американских товаров. Фактически США - главный рынок сбыта для Китая и Индии, критически важный для их экономик.

Другой разговор, что метод ведения переговоров Дональдом Трампом уже изучен. Он обозначил переговорную позицию США и теперь ждет ответа заинтересованных сторон. Причем, вероятнее всего, этими сторонами в переговорах о пошлинах будет не Россия, а те же Китай и Индия, а также другие импортеры нашего углеводородного сырья: Бразилия, Турция и некоторые другие страны. Отдельный интерес представляет тот факт, что нефть и газ из России пусть и в ограниченном объеме продолжает поступать в Европу. Кроме того, Япония продолжает получать "право на исключение", также приобретая российскую нефть с совместных проектов. То есть право на исключение на применение пошлин будут просить многие. Причем сам Трамп своими многочисленными словесными интервенциями, обещаниями и угрозами ставит себя в неудобное положение. На некоторые резкие меры, по-видимому, ему придется идти просто ради того, чтобы его продолжали воспринимать всерьез. 

Для российской нефти равноценных Индии и Китаю доступных рынков сбыта в мире больше не существует. Мы сумели адаптироваться после отказа ЕС покупать нашу нефть, но, если проблемы возникнут с Китаем и Индией, экспорт придется сокращать. Налоги у нас платятся с добычи нефти, но половина извлеченных из недр объемов отправляется на экспорт, поэтому производство тоже снизится. Доля нефтегазовых доходов в бюджете России 2024 года составила 30 процентов. В 2025 году ожидается, что они составят 8,3 трлн рублей из 38,5 трлн рублей (21,5%).

Но не все так однозначно. Несмотря на явное большее значение США, если исходить из цифр, для экономик Китая и Индии, наши поставки энергоносителей для них также критически важны. На мировом рынке нет такого переизбытка нефти, чтобы так просто отказаться от ее ключевого поставщика, каковым для Китая и Индии является Россия. Пример буксующей экономики Европы у всех перед глазами. Здесь еще можно вспомнить, что если Индия старается не нарушать рестрикции США, то Китай, хотя и не в открытую, но их обходит. К примеру, импортируя иранскую нефть под видом малайзийской. 

Еще один нюанс в том, что для самих США прекращение поставок китайских и индийских товаров, или их резкое подорожание, будет иметь критические последствия. Вырастут цены практически на все, а по некоторой продукции может возникнуть дефицит, который в моменте окажется невозможно восполнить. Кроме того, неизбежно, что очередное перетряхивание мирового нефтяного рынка приведет к росту цен на нефть, а значит подорожанию топлива внутри США, что станет явным сигналом для большинства простых американцев: "Действующий президент - плохой!". Другое дело, что Дональд Трамп отбывает на посту президента США последний срок и может пойти на непопулярные меры, чтобы вписать себя в историю. Как правитель по итогам своего президентства "сделавший Америку снова великой", в том смысле, который он вкладывает в этот лозунг.

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов видит так развитие ситуации: Трамп заявил о моратории 50 дней на применение заградительных пошлин, дальше начнется история с правоприменительной практикой, поскольку в законе довольно много туманных формулировок. К примеру, пошлины накладываются на страны, которые не оказывают помощи Украине. А это очень скользкая тема. Определенную помощь оказывает Китай, Индия и Турция. Импортеры нашей нефти начнут переговоры с США об исключениях применения к ним новых санкций. А поскольку США уже объявили о пошлинах 10 процентов на товары из стран БРИКС, в который входят крупнейшие импортеры нашей нефти, то тем для торга сторон будет предостаточно. Переговоры будут тяжелые, но какие-то исключения и разрешения, несомненно, будут предоставлены. Как сербской компании NIS (с участием "Газпрома" и "Газпром-нефти"), которая попала под в санкционные списки Минфина США в январе этого года, но продолжает работать, получая каждые два месяца отсрочку от применения рестрикций.

Убрать российскую нефть с мирового рынка невозможно, уверен Симонов. Просто нашим компаниям опять придется искать обходные пути экспорта, используя теневые схемы, в том числе иранский опыт. А все это ведет к значительному увеличению издержек, которые у отечественных компаний и так очень высокие. Хотелось бы, чтобы это учитывал наш Минфин, подчеркивает Симонов.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 14.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики