Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Снижение нефтяных доходов бюджета несет риски для топливного рынка

Снижение нефтяных доходов бюджета несет риски для топливного рынка

Нефтегазовые доходы за полгода сократились на 1 трлн рублей

Добыча нефти во втором квартале принесла бюджету почти на 1 трлн рублей меньше, чем годом ранее. В целом нефтегазовые доходы за этот период сократились по сравнению с прошлым годом на 676,2 млрд рублей (на 24,4%), а за полгода на тот же 1 трлн рублей (на 17%). Такие свежие данные опубликовал Минфин по итогам июня.

Два месяца подряд собираемость нефтегазовых налогов оказалась ниже базового уровня, суммарно на 55,8 млрд рублей. Сокращение выплат нефтяников в казну не только влечет недобор средств в бюджет, но и может негативно повлиять на топливный рынок, который балансируется за счет госсубсидий, размер которых уменьшается.

Больше всего снизились поступления в казну по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) из нефтяной отрасли на 1 трлн рублей. Доходы от добычи и экспорта газа также снизились на 231 млрд рублей. Падение оказалось частично компенсировано ростом квартальных выплат нефтяников в апреле по налогу на добавленный доход (НДД) на 37 млрд рублей, и снижением платежей из бюджета по демпферу (выплат нефтяникам для поддержания низких цен на внутреннем рынке на бензин и дизель), а также другим субсидиям нефтеперерабатывающим предприятиям почти на 555 млрд рублей.

Поступления по НДПИ с нефти и газа во втором квартале снизились, с 769 млрд рублей в апреле до 609 млрд рублей в июне. Как поясняет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, такая динамика связана со спецификой расчета налогов. Выплаты по НДПИ напрямую зависят от экспортной цены нефти и курса рубля, а потому при более крепком рубле и снижении котировок барреля доходы по этому налогу падают. В то же время налог на дополнительный доход (НДД) взимается с "избыточной" прибыли отдельных месторождений, и может временно расти за счет перераспределения потоков внутри компаний, смещения производственных акцентов и налоговой оптимизации, считает Чернов.

Как уточняет аналитик ФГ "Финам" Николай Дудченко, план на этот год по нефтегазовым доходам уже скорректирован, они ожидаются на уровне 8,3 трлн рублей (вместо 10,9 трлн рублей, как планировалось ранее). План по бюджетному дефициту расширен с 1,2 трлн рублей до 3,8 трлн рублей. Недобор нефтегазовых доходов бюджета может быть частично компенсирован ненефтегазовыми доходами, план по которым пересмотрен в сторону увеличения, отмечает эксперт.

Недобор налоговых поступлений от нефти может быть частично компенсирован доходами из других отраслей

Что касается топливного рынка, то котировки бензина АИ-92 на бирже выросли за второй квартал почти на 30 процентов, а АИ-95 - на 23 процента. Но лето, традиционно, период высокого спроса на бензин и роста цен на него. Пока, вероятнее всего, оптовые цены растут на росте потребления бензина в период отпусков. Косвенным доказательством этого является то, что дизельное топливо (ДТ) за второй квартал на бирже не подорожало, а даже подешевело на 6 процентов. Но совсем не отразится на внутреннем рынке длительное снижение субсидий нефтепереработке тоже не может.

По словам Чернова, уменьшение выплат по топливному демпферу ухудшает экономику нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), так как им приходится продавать топливо на внутреннем рынке по регулируемым ценам без прежней компенсации от государства. Это снижает маржинальность и стимулирует ограничение поставок, что, в свою очередь, ведет к росту биржевых цен на бензин и дизель. Мы уже наблюдаем подъем котировок бензина на Петербургской бирже, особенно в сегменте АИ-92, что со временем может отразиться и на розничных ценах.

Впрочем, как замечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, снижение выплат по демпферу влияет на маржинальность нашей нефтепереработки, но цены на нефть и топливо упали во всем мире, а не только у нас. Ухудшалась экономика не только внутреннего рынка, но сильно снизилась прибыльность экспортных поставок. Причем внутренний рынок чувствует себя лучше, чем внешний. Сравнивать же сегодняшнее положение вещей на топливном рынке с тучными временами 2024 года, когда цены на нефть действительно были достаточно высокими, а рубль слабым, не корректно. Макроэкономическая ситуация другая.

Остается вопрос, не пойдет ли Минфин на изменения налогового режима для нефтяников, если налоговый дефицит продолжит расти? Дудченко считает такой сценарий маловероятным.

Симонов также не ожидает корректировки налоговой системы в краткосрочной перспективе. Но допускает, что в среднесрочной возможны попытки "докрутить топливный демпфер в пользу государства". Но сейчас Минфин этого делать не будет, как бы таким образом делая некоторую уступку отрасли, сохраняя действующий режим.

Иное мнение у Чернова, который считает, что корректировки возможны, особенно в условиях растущего дефицита бюджета и пересмотра прогноза нефтегазовых поступлений. Наиболее вероятные меры, это повышение ставок НДПИ, ограничение льгот по НДД или временное ужесточение демпферных выплат. Также не исключены точечные меры в отношении сверхдоходов от экспорта. Однако слишком агрессивное налоговое давление может ударить по инвестиционной активности отрасли, поэтому Минфин, скорее всего, будет действовать аккуратно и дозировано, подчеркивает эксперт.

При этом Симонов напоминает, что в правительстве обсуждаются способы стимулирования разработки трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) нефти, а это мало вяжется с ужесточением налогового режима. Главная уступка, на которую могло бы пойти государство в среднесрочной перспективе, - это расширить периметр применения НДД, выплачиваемого с финансового результата разработки месторождения, а не с валовых объемов добычи, как НДПИ. Сейчас под НДД обычно попадают месторождения, которые по этому налогу приносят государству больше денег, нежели находясь в льготных режимах НДПИ. То есть НДД выполняет в большей мере фискальную функцию, а должен выполнять стимулирующую функцию, привлекая инвестиции в нефтедобычу.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 07.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики