Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина хочет, чтобы Азербайджан стал ее «Газпромом»

Украина хочет, чтобы Азербайджан стал ее «Газпромом»

Украина хочет, чтобы Азербайджан хранил газ в местных хранилищах и торговал им по Европе. Однако у Баку просто нет таких объемов.

Министр энергетики Украины Герман Галущенко нанес визит в Азербайджан, где встречался с премьер-министром Али Асадовым и министром энергетики Парвизом Шахбазовым.

«Стороны обсудили перспективу поставок азербайджанского газа на Украину в рамках европейской политики диверсификации энергетических ресурсов. Украина открыта к новым форматам сотрудничества в газовом секторе и предлагает свои подземные хранилища для международного использования», — сообщает Минэнерго Украины.

Результатом поездки украинского министра в Баку стало подписание «дорожной карты» сотрудничества в газовой сфере, хранении энергоресурсов и развитии возобновляемой энергетики.

«Украина предлагает партнерам использовать свои ПХГ в качестве таможенной зоны без НДС — это может стать выгодной платформой для торговли и транзита газа в Европу. Главное, чтобы это был реальный азербайджанский газ, а не перекрашенный российский. Поэтому газ должен идти не через РФ, а через Турцию и затем Трансбалканский газопровод в Украину», — пишет экс-директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач замечает, что подписание дорожной карты может говорить о некоем интересе Азербайджана в украинских хранилищах.

«Проблема в том, что почти весь газ, который есть сейчас для экспорта из Азербайджана, продан по долгосрочным контрактам. Там есть небольшие объемы для трейдинга, но это не про масштабное использование ПХГ. Не тот объем», — говорит замдиректора ФНЭБ.

Он допускает, что это могут быть отголоски истории с участием Азербайджана в сохранении транзита российского газа через территорию Украины.

«Но сейчас это, очевидно, непроходной вариант со всех точек зрения», — считает Алексей Гривач.

В прошлом году Азербайджан поставил в Европу по «Южному газовому коридору» 12,9 млрд кубометров. В первом полугодии этого поставки даже снизились — до 6,4 млрд кубометров.

С одной стороны, ограничена сама мощность маршрута, и в Баку не раз говорили о необходимости инвестировать в газопроводы для увеличения поставок. С другой, сам Азербайджан не в состоянии значительно увеличить экспорт газа. Самый ближайший вариант — проект «Абшерон» французской TotalEnergies. Он даст возможность нарастить добычу в ближайшие два-три года, но на 3−4 млрд кубометров в год. При этом министр энергетики страны заявлял, что у страны есть заказ на дополнительные 14 млрд кубометров от стран Евросоюза.

Еще одно препятствие — крюк на север при поставках газа через Турцию дорого обойдется поставщикам газа из Азербайджана. Операторы пяти стран сделали к этому лету единый тариф, что снизить затраты по маршруту из Греции через Болгарию, Румынию и Молдавию на Украину, но он остается самым высоким и сами украинские компании им пользуются чисто символически.

Ранее тактику, которые хотели бы применять с Азербайджаном, практиковал в Европе «Газпром». Компания закачивала часть топлива в хранилища стран ЕС и потом уже продавала на рынке. Однако возможности российской компании несравнимы с тем, что есть у Азербайджана.

Источник: EADaily, 14.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики