Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И газовой ОПЕК мало

И газовой ОПЕК мало

Россия и Иран создают атомно-энергетическое СП

Россия и Иран начинают большую геополитическую игру. В четверг глава МИД Ирана Манучехр Моттаки предложил России создать совместную газовую компанию. "Газпром" предлагал Тегерану такое сотрудничество еще несколько лет назад, но иранцы дозрели только сейчас. В какой-то мере это благодарность за поддержку России, которая не оставляла Иран даже в то время, когда тучи сгущались над иранской ядерной программой. Росатом продолжал строить АЭС "Бушер" в Иране, несмотря на периодические задержки с выплатами по счетам. Россия в результате лишается потенциального конкурента, который теперь не будет в обход "Газпрома" поставлять газ в Европу. Иран, обладающий вторыми в мире запасами газа, в свою очередь сможет расширить экспорт газа. Хотя бы в страны Востока.

"Иран не имеет выхода на внешние рынки газа. Парадокс, но страна, имеющая вторые в мире запасы газа, является его импортером", - заметил гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Весь добываемый в Иране газ (более 150 млрд кубометров в год) идет на внутреннее потребление, а приграничные районы Ирана закупают газ в соседней Туркмении: так получается дешевле.

Однако Иран всегда мечтал об экспорте. Его правительство даже публично выступало несколько лет назад с планами захвата 10% международного рынка газа уже к 2020 году. Расчет тогда делался на экспорт газа как в Европу, так и в Азию.

Европейцы и США специально для обхода России разработали проект газопровода Nabucco, который де-юре должен был бы наполняться азербайджанским и туркменским газом, но де-факто рассчитывал на месторождения Ирана. Компания Total в 1997 году даже создала СП по разработке газового месторождения Южный Парс (разведанные запасы составляют 25 трлн кубометров). Однако в сентябре этого года Иран начал кампанию по пересмотру соглашения, мотивируя это тем, что Total излишне завышает цену производимого на заводе сжиженного природного газа. В ответ европейцы объявили о том, что введут собственные санкции помимо уже наложенных на Иран Совбезом ООН. Кроме того, тянуть трубу в Европу придется через Турцию, а это проблематично: трасса трубопровода неизбежно пройдет через Курдистан, что небезопасно.

Более того, по мнению экспертов, на развитие иранского нефтегазового сектора нужно потратить минимум $160 млрд. Однако США отпугнули потенциальных инвесторов угрозами возможного вторжения в Иран.

Планировали в Тегеране продавать свой газ и восточным соседям. В частности, совсем недавно активно обсуждался проект газопровода Иран - Пакистан - Индия. Иранские чиновники проявили мастерство дипломатии, уговорив две враждующие стороны - Индию и Пакистан - сотрудничать при прокладке трубы. Два года назад был согласован маршрут газопровода, точки пересечения ирано-пакистанской границы, технические характеристики и даже примерное время его запуска - 2009 год. После этого заинтересованность в газопроводе проявил Китай, который предложил продлить трубу до своих южных регионов. И главное - все три стороны допускали участие в строительстве трубопровода "Газпрома".

Однако важнейший для региона энергетический проект застопорился, опять же во многом из-за вмешательства США в политическую ситуацию в Южной Азии. По мнению Константина Симонова, таким образом США пытаются лишить Китай источников энергии и приостановить его бешеный экономический рост.

В результате, взвесив все за и против, Иран выбрал в качестве стратегического союзника Россию. Иран отдает себе отчет в том, что газовая сфера (включая добычу, транспортировку, переработку, сбыт, ценообразование) - один из важнейших политических козырей в условиях, когда страна находится в частичной международной изоляции. С помощью России Иран может переломить ситуацию и начать поставлять газ как на Запад (через территорию Туркмении, Казахстана и России), так и на Восток.

В четверг заявления главы иранского МИДа в "Газпроме" не комментировали. Непонятно, что для газовой компании это более чем выгодно. Для обеспечения европейских потребителей достаточно среднеазиатского и российского газа. Договор с Ираном позволит безболезненно удалить потенциального конкурента на рынке ЕС и откроет "Газпрому" путь к одному из самых аппетитных газовых хранилищ на планете (вместе Россия и Иран располагают половиной разведанных запасов природного газа в мире) и к заинтересованным в дополнительной энергии восточным потребителям.

 
Автор: Евгений Беляков

Опубликовано: Газета, 14.12.2007


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики