Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Свободный вход: в ОПЕК заявили об открытости для новых членов

Свободный вход: в ОПЕК заявили об открытости для новых членов

Какие форматы развития организации наиболее вероятны

Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) всегда открыта к присоединению новых членов, если они отвечают всем необходимым критериям и целям, заявил генеральный секретарь ОПЕК Хайсам аль-Гайс. Он отметил, что сейчас ведутся переговоры со многими странами, особенно в Африканском регионе. Как будет развиваться организация и какое влияние это окажет на рынок нефти — в материале «Известий».

Вероятные претенденты

Наибольший потенциал для вступления в ОПЕК имеют страны Глобального Юга, в первую очередь африканские производители нефти, сказал «Известиям» управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Но пока вероятность их вступления невысокая, ведь поддерживать дисциплину организации им сложно из-за макроэкономических условий.

— Здесь важно отметить две вещи. Во-первых, разговоры об их потенциальном вступлении свидетельствуют о стремительном развитии стран Глобального Юга, то, что ранее казалось невероятным, теперь уже кажется возможным. Во-вторых, если добыча в США действительно начнет сокращаться к 2030 году, у ОПЕК появляются шансы не только увеличить долю рынка более 50%, но и стремительно нарастить ее и приблизить к 60%. Но в ближайшие три года мы не видим высокого потенциала расширения ОПЕК, — заметил эксперт.

Вероятно, в ближайшие годы будет расширяться формат ОПЕК+, заявил «Известиям» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. Сама же ОПЕК вряд ли увеличит состав участников из-за строгих требований к членству в организации.

Наиболее вероятными кандидатами на присоединение к ОПЕК+ считаются африканские страны, обладающие значительными ресурсами нефти и растущим интересом к более тесной интеграции в глобальные энергетические процессы. Прежде всего, речь идет об Уганде, Намибии, Сенегале и Мозамбике, где в последние годы зафиксированы крупные открытия месторождений и начато строительство ключевых объектов переработки и экспорта нефти и газа.

Кроме того, потенциал расширения ОПЕК+ объясняется объективными изменениями на мировом рынке углеводородов и стратегией самой организации, стремящейся к укреплению своей роли в качестве стабилизирующего механизма на фоне колебаний цен. Формат изначально возник как инструмент временной координации между странами — членами ОПЕК и рядом независимых производителей нефти, чтобы скоординированно регулировать объемы добычи, стабилизируя тем самым рынок и предотвращая чрезмерные обвалы цен. С течением времени этот механизм доказал свою эффективность, особенно в периоды кризисных шоков, таких как пандемия или резкие геополитические обострения.

Практика также показала, что, чем больше стран участвует в координации и подчиняется общим решениям, тем выше эффективность регулирования баланса спроса и предложения. На этом фоне логичным выглядит стремление организации включить в формат новые государства, особенно те, чья добыча имеет потенциал для роста и может влиять на глобальные потоки нефти.

Ключевые игроки

Ни Россия, ни США не входят в состав ОПЕК, хотя и являются крупными игроками на мировом рынке. Вместе с тем они консультируются с организацией в периоды экономической нестабильности. В ближайшее время Москва и Вашингтон, вероятно, не вступят в организацию, сказал «Известиям» доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков.

ОПЕК создавалась как картель нефтедобывающих стран, координирующий объемы производства с целью поддержания стабильных или выгодных цен на нефть. В ее основе лежит принцип квотирования добычи, позволяющий странам-членам управлять предложением нефти в мировом масштабе. Однако для таких государств, как Россия и США, жесткая система квот и коллективного регулирования добычи по согласованным рамкам не отвечает интересам внутренней отрасли.

В России государство играет активную роль в нефтяной отрасли, контролируя крупные компании, и в состоянии влиять на уровень добычи. Однако Россия предпочитает сохранять стратегическую гибкость и не обременять себя постоянным членством в организациях, предполагающих долгосрочные обязательства, особенно если речь идет о стабильных квотах. Вместо этого страна сотрудничает с ОПЕК в расширенном формате — ОПЕК+, что позволяет ей участвовать в координации добычи на временной, добровольной основе, не становясь полноправным членом. Такой подход дает Москве пространство для маневра и возможность учитывать как внутренние интересы, так и внешнеполитическую конъюнктуру.

В США нефтяной сектор в основном частный, и государство не устанавливает централизованных ограничений на объемы добычи. Это делает участие в ОПЕК практически невозможным на институциональном уровне. Ведь американское правительство не может оперативно координировать действия тысяч частных компаний, добывающих нефть по всей стране. Более того, в США действует законодательство, включая антимонопольные нормы, несовместимое с обязательствами по согласованному ограничению добычи, что ставит правовые барьеры для вступления в картель.

Изменение цен на рынке

Текущие резкие изменения цен — влияние геополитических факторов, в первую очередь хаотическими введениями новых пошлин и тарифов президентом США Дональдом Трампом, считает Сергей Гришунин. В таких условиях трейдеры ожидают роста закупок, что движет цены вверх. Кроме того, ожидания по ослаблению доллара и снижению процентных ставок в США также толкают цены вверх.

— Что будет дальше, предсказать сложно, так как старые тренды сломаны, а неопределенность растет, — отметил эксперт. — Ситуация будет развиваться в зависимости от баланса спроса, предложения и геополитики, причем последний фактор долго не сойдет со сцены. В неблагоприятном сценарии цены могут и упасть, если мир разделится на блоки.

В условиях обострения конфликта на Ближнем Востоке и непредсказуемой политики Дональда Трампа рынок нефти будет испытывать разнонаправленные импульсы. С одной стороны, усиление угроз физическим поставкам и рост политических рисков будут толкать цены вверх. С другой — потенциальное замедление глобального роста и падение промышленной активности вследствие тарифного давления могут ограничить спрос и оказывать сдерживающее влияние.

Вероятнее всего, ситуация на рынке нефти будет характеризоваться повышенной волатильностью. Такая нестабильная ценовая среда потребует от стран-экспортеров, инвесторов и трейдеров высокой степени адаптивности и стратегической гибкости, особенно в части управления рисками и диверсификации поставок.

«Известия» направили запрос в Минэнерго, но на момент публикации ответ получен не был.

Автор: Любовь Лежнева

Источник: Известия, 16.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики