Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бюджет России рискует недосчитаться нефтедоходов

Бюджет России рискует недосчитаться нефтедоходов

Снижение потолка на нефть чревато потерей еще 1,5 триллиона рублей

Страны Евросоюза одобрили 18-й санкционный пакет против РФ. Главное новшество – снижение предельной цены на российскую нефть с 60 долл. до 47,6 долл. за баррель, а также преследование еще 105 судов теневого флота РФ. Эксперты расходятся в оценках последствий этих рестрикций. Снижение ценового потолка на российскую нефть чревато потерей для бюджета еще 1,5 трлн руб. в год. РФ может быть сложно заменить такие крупные рынки сбыта, как Индия и Китай, в случае, если они решат отказаться от сырья из РФ.

Российские чиновники после заявлений ЕС заверили, что проанализируют 18-й пакет, чтобы «минимизировать его последствия». Новый пакет санкций «добавляет негативного эффекта для самих тех стран, которые к нему присоединяются», заметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

«Санкционная политика ЕС, даже в своем 18-м пакете, несмотря на громкие заявления о «беспрецедентности» и «жесткости», уже давно перестала быть фактором неожиданности для российской экономики», – подчеркивал член думского комитета по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин. «Экономика не ломается от внешнего давления сама по себе. Ломаются устаревшие логистические цепочки, неэффективные финансовые инструменты и избыточные зависимости, а вместо них выстраиваются новые маршруты, новые формы взаиморасчетов, новые партнерства. Это болезненно, но не смертельно», – комментировал он.

Новые ограничения ЕС направлены в первую очередь на российский энергетический сектор. Ключевой пункт нового пакета – снижение предельной цены на российскую нефть, поставляемую морским путем, с ранее установленных 60 долл. до 47,6 долл. за баррель. Потолок будет плавающим, новый уровень является стартовым и будет пересматриваться каждые шесть месяцев, чтобы поддерживать его на уровне 15% ниже средней рыночной цены. Мера направлена на то, чтобы сократить доходы Москвы от продажи энергоносителей. Кроме того, запрещается судоходным, страховым и перестраховочным компаниям работать с экспортными грузами из РФ, продающимися по цене выше предельного уровня.

Западные агентства при этом подчеркивают: снижение потолка, в данном случае – инициатива именно ЕС, так как на уровне G7 консенсуса по этому вопросу нет. «Идея снижения потолка цен на нефть пока не получала единогласного одобрения в G7», – замечают СМИ.

Помимо этого в новый санкционный пакет входят меры против 105 нефтеналивных судов, которые в Евросоюзе связывают с перевозкой нефти из РФ. В ЕС заявили о «преследовании еще 105 судов теневого флота». Для них теперь запрещены заход в порты ЕС и перевалка нефти с танкера на танкер. В общей сложности ЕС ввел санкции в отношении более чем 400 судов теневого флота. Также 18-й санкционный пакет предусматривает отказ от использования газопроводов «Северный поток», включая поставки комплектующих или предоставление услуг для этих проектов.

Были расширены и финансовые ограничения. ЕС запретил операции с еще 22 российскими банками, Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и его филиалами. Под ограничения подпали и несколько китайских банков. Всего же в список включили 26 новых организаций из разных стран за помощь в обходе санкций.

Как считают эксперты, основные потери РФ от нового пакета – снижение нефтегазовых доходов в бюджете. Однако оценки этих потерь разнятся. Доцент РЭУ им. Плеханова Павел Севостьянов оценивает возможные потери бюджета на уровне 390–550 млрд руб. в год (5–7 млрд долл. в год). Но и эти потери, по его мнению, могут быть компенсированы за счет дальнейшего укрепления торговых связей в Азии, переработки внутри страны и увеличения налоговых сборов. «Снижение потолка цен до 47,6 долл. за баррель – мера скорее символическая: российская нефть уже продается с дисконтом и остается очень востребованной. Россия имеет гибкую логистику, диверсифицированных покупателей и опыт адаптации», – рассуждает он.

Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов также обращает внимание на то, что в случае введения потолка цен на нефть российский бюджет может потерять до 1,5 трлн руб. в год, или около 700–800 млрд руб. за полугодие. «В таких условиях Urals во втором полугодии 2025 года может торговаться в диапазоне 55–65 долл. за баррель, а бюджет столкнется с необходимостью дополнительного привлечения заимствований на внутреннем рынке», – объясняет Чернов.

«Одним из центральных элементов пакета стало установление максимальной стоимости барреля российской нефти – 47,6 долл. Цель этой меры – снизить доходы нефтяных компаний. Однако российские экспортеры уже начали предоставлять своим покупателям существенные скидки, что ослабляет эффект от установленного лимита. Даже в случае строгого соблюдения потолка экономический ущерб будет ограниченным», – считает доцент РЭУ им. Плеханова Наталья Денисенкова. По ее словам, эффективность ограничений будет зависеть от их соблюдения третьими странами – в первую очередь Индией, Китаем и Турцией, которые являются крупнейшими импортерами российской нефти. Без их участия и строгого международного контроля такие меры рискуют остаться формальностью. «Санкции также коснулись 105 танкеров, что может временно затруднить логистику экспорта. Без координации между странами и систематического контроля за морскими перевозками эти ограничения окажутся малоэффективными», – добавила эксперт.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович также подчеркивает, что ранее потолок цен (price cap) был объединенным решением стран G7. Однако на этот раз предложение ЕС по его уменьшению не нашло поддержки президента США Дональда Трампа. «Ценовый потолок на российскую нефть может иметь материальный эффект только в том случае, если бы к нему присоединились США и другие страны G7. Так как, кроме ЕС, эту инициативу никто не поддержал, считаем эффект для российских поставщиков несущественным – дисконт Urals к Brent может незначительно увеличиться, но скорее всего в скором времени все равно вернется к значениям в 12 долл. за баррель», – считает старший аналитик компании «БКС Мир инвестиций» Кирилл Бахтин.

Главный редактор издания «ИнфоТЭК» Александр Фролов замечал, что потолок цен не регулирует реальную стоимость нефти, а лишь определяет условия ее транспортировки судами, связанными с G7 и ЕС. «По оценкам, более 70% российской нефти, перевозимой морем, не использует западную экосистему. То есть на нее никакие потолки не распространяются. И альтернативные пути поставок будут и дальше развиваться», – полагает он. По словам эксперта, потолок цен – это механизм легального доступа российской нефти в западную экосистему морских перевозок. «Потолок не регулирует цены, он лишь определяет, каким параметрам должна соответствовать цена в порту отправления, чтобы ее имели право перевозить компании из G7, ЕС или Австралии», – уточнил Фролов.

Нынешний пакет санкций – это PR-акция, на мой взгляд, не имеющая последствий для экономики России, говорит руководитель компании «Капитал» Николай Пальченко. «Россия научилась обходить ограничения и при этом активно переориентируется на другие рынки. Ключевые страны глобального Юга, включая Индию, Китай и некоторые страны Ближнего Востока, также не торопятся строго соблюдать санкции, введенные даже в 2022 году, не говоря уже о новых инициативах ЕС. Поэтому очередное снижение потолка цен на нефть выглядит сомнительным с точки зрения эффективности», – замечает эксперт «Полилог» Евгений Зленко.

«Тем не менее общий внешнеполитический контекст к оптимизму не располагает. Если последние обещания Трампа воплотятся, будет очень неприятно. А та же Индия, например, которая служила нашем нефтяному экспорту огромной отдушиной, уже дала понять, что прекращение российских поставок проблемой для нее не станет», – указывает экономист Олег Николаев.

К слову, согласно данным отраслевой аналитики, в первой половине 2025 года Россия поставила в Индию около 1,75–1,8 млн барр. нефти в сутки (б/с), что на 1% больше, чем годом ранее. Это максимальный уровень с июля 2024 года. Объем импорта за шесть месяцев мог превысить 318 млн барр., что в денежном выражении приближается к 22 млрд долл., исходя из средней экспортной цены около 69 долл. за баррель, подсчитывали аналитики. За весь прошлый год доход от поставок нефти в Индию превышал 40 млрд долл.

В то же время на прошлой неделе, после того как президент США Дональд Трамп предупредил, что страны, покупающие российские экспортные товары, могут столкнуться с санкциями, если Москва не достигнет мирного соглашения с Украиной в течение 50 дней, индийские чиновники объявили, что смогут удовлетворить свои потребности в нефти из альтернативных источников, если российские поставки пострадают от вторичных санкций. По словам министра нефти Индии Хардипа Сингха Пури, Индия диверсифицировала свои поставки энергоресурсов и уже сотрудничает с такими поставщиками, как Бразилия, Канада и Гайана, которые смогут компенсировать ей выпадающие объемы. Пока же на Россию приходится свыше трети от общего импорта нефти в страну.

Митрахович, в свою очередь, полагает, что Индия скорее всего продолжит закупать российскую нефть даже в случае введения пошлин, но будет делать это через посредников. В итоге удлинится цепочка поставок, что приведет к росту дисконта на нефть из РФ. «Сейчас дисконт, по версии (ценового агентства) Argus, – около 13 долл. за баррель, а может вырасти выше, где-нибудь до уровня 17–18 долл.», – не исключает эксперт.

Несмотря на общий оптимизм, нефтегазовые доходы российского бюджета тем не менее продолжают снижаться. Так, только по итогам июня налоговые поступления федерального бюджета от добычи и продажи нефти и газа снизились на 34% к июню 2024-го, до 495 млрд руб. Месячные сборы в июне опустились до минимального за последние два с половиной года значения: прежний минимум фиксировался в январе 2023 года – 426 млрд руб. По итогам первого полугодия было собрано 4,73 трлн руб., что почти на 17% меньше, чем годом ранее.

Главной причиной снижения поступлений называют сокращение мировых цен на нефть на фоне крепкого рубля. В частности, в мае долларовая стоимость барреля Urals составляла 52,1 долл. против 67,4 долл. годом ранее. Средняя июньская цена Urals – уже 59,84 долл. за баррель, что может привести к увеличению нефтегазовых доходов по итогам июля. На поступлениях сказывается еще и укрепление национальной валюты: рублевая цена барреля и уплачиваемые с нее компаниями налоги становятся ниже.

Ранее российские власти уже скорректировали свои ожидания по налоговым поступлениям от добычи и продажи сырья в этом году. Они были снижены с прежних 10,9 трлн до 8,3 трлн руб., то есть на 2,6 трлн руб., или почти на четверть.

Сокращаются и физические поставки российского сырья. Так, Россия в первом полугодии 2025 года поставила Китаю 49,1 млн т нефти, что на 10,8% меньше, чем за аналогичный период 2024 года, следует из данных Главного таможенного управления КНР. В стоимостном выражении поставки российской нефти обошлись Китаю в 25 млрд долл., что на 24% меньше, чем в январе–июне прошлого года, когда КНР закупила в РФ 55,115 млн т нефти на 33 млрд долл. Только по итогам июня Китай ввез из России 8,3 млн т нефти на 3,9 млрд долл., что на 0,9% и 21% меньше соответственно, чем в июне 2024 года. Для сравнения: за весь 2023 год Китай импортировал из России 107 млн т нефти, а по итогам 2024 года КНР закупил в России 108,5 млн т нефти на 62,4 млрд долл. Для российской нефти равноценных Индии и Китаю рынков сбыта в мире, вероятно, больше не существует.

Автор: Ольга Соловьева

Источник: НГ, 20.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики