Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: Новый пакет санкций ЕС в основном носит показательный характер

Игорь Юшков: Новый пакет санкций ЕС в основном носит показательный характер

Вступил в действие 18-й пакет санкций, введенных Европейским союзом в отношении России. Соответствующее решение Совета ЕС было обнародовано в «Официальном журнале ЕС». Ограничения включают отказ от использования «Северных потоков», снижает цену на нефть из РФ до $47,6 за баррель, вводит запрет на импорт в ЕС нефтепродуктов на основе российской нефти и ряд других мер.

Как это отразится на нашей стране и насколько масштабны последствия решений Агентству нефтегазовой информации прокомментировал ведущий аналитик ФНЭБ, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков:

- 18-й пакет антироссийских санкций в целом является скорее имиджевой мерой с выраженным пиар-эффектом. Европейские политики называют его самым жестким, однако по факту это не соответствует действительности. Более жесткие санкции вводились ранее, когда запрещали импорт российской нефти морским транспортом, нефтепродуктов и угля - эти меры серьезно влияли на глобальные рынки энергетики и требовали масштабных перестроек.

В нынешнем пакете подобных ограничений нет, поэтому называть его самым суровым нельзя. В него включены санкции, связанные с Сирией, а также ограничения по Северному потоку-1 и Северному потоку-2. Однако эти газопроводы давно не работают, и запреты на транзакции с ними не приведут к существенному ухудшению экономического положения России.

Снижение потолка цены на российскую нефть с $60 до $47 - это, прежде всего, политический шаг, направленный на демонстрацию ужесточения санкций перед европейским населением. На практике теневой флот продолжит работу без учета этих ценовых лимитов, игнорируя европейские и американские ограничения. Более того, между санкциями США и Европы отсутствует единая политика: США сохраняют потолок в $60, ЕС - $47. Поскольку только американские санкции имеют экстратерриториальный характер, большинство игроков ориентируется именно на них. Европейские же санкции носят более декларативный характер и в большей степени служат внешнему пиару.

Вместе с тем санкционные ограничения в банковском секторе все же создают дополнительные издержки для бизнеса и финансовых операций, затрудняя международные транзакции.

Особое внимание заслуживают меры, связанные с нефтепродуктами. ЕС намерен отказаться от импорта нефтепродуктов, произведенных в других странах из российской нефти. Это вызовет потенциальный дефицит на европейском рынке, поскольку Россия является одним из крупнейших поставщиков такой продукции. Пока неясно, как Еврокомиссия будет контролировать выполнение этих требований и будут ли опубликованы дополнительные разъяснения. Возможны отсрочки или послабления, которые ослабят действия этих ограничений.

Что касается танкеров, в санкционных списках сейчас около 180 судов - их количество уже весьма велико, поэтому вряд ли новые ограничения создадут серьезные проблемы для вывоза российской нефти.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 19.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики