|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции ЕС – что страшного в новом пакете? Санкции ЕС – что страшного в новом пакете?Санкционный конвейер не останавливается – Евросоюз сегодня «выкатил» очередной, 18-й пакет своих рестрикций. Основной упор в нем сделан на нефтяную и финансовую сферы. Среди ключевых мер – снижение «потолка» нефтяных цен, запрет поставок нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, ограничения против НПЗ «Роснефти» в Индии и отключение еще 22 российских банков от европейских финансовых сервисов. Насколько болезненным окажется новый пакет, какими будут его долгосрочные последствия, кто пострадает сильнее всего – в обзоре Finam.ru. Если вы хотите проверить свои инвестидеи, но опасаетесь рисковать средствами в условиях санкционного давления на рынок, «прокачать» свои навыки можно с помощью «Виртуального потрфеля». Используйте для торговли подсказки от ИИ. Он даст рекомендации по выбору активов и оптимизации состава виртуального портфеля, подготовит аналитику и прогнозы по движению цен выбранных вами ценных бумаг. Портфель можно изменять столько раз, сколько потребуется. Никаких ограничений и обязательств. Динамический «потолок» ценВ нефтяной сфере наибольшее внимание привлекло снижение Евросоюзом «потолка» цен для российской нефти с $60 до $47,6 за баррель и динамический механизм его корректировки. Кроме того, в санкционные списки добавлены 105 танкеров «теневого флота», всего под санкциями уже 444 судна. 18-й пакет санкций ЕС в отношении России стал очередным этапом в попытках европейских стран ослабить экономические связи с российской стороной, отметила в комментарии для Finam.ru Наталья Денисенкова, кандидат политических наук, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Плеханова. «Одним из центральных элементов пакета стало установление максимальной стоимости барреля российской нефти — 47,6 доллара. Цель этой меры — снизить доходы «Роснефти» и других нефтяных компаний. Однако российские экспортеры уже начали предоставлять своим покупателям существенные скидки, что ослабляет эффект от установленного лимита. По оценкам экспертов, российский бюджет рассчитан на цену нефти в диапазоне от 42 до 45 долларов за баррель, а значит, даже в случае строгого соблюдения потолка экономический ущерб будет ограниченным. Более того, Москва может компенсировать снижение цен увеличением объемов поставок», - рассуждает Денисенкова. По ее словам, эффективность ограничений напрямую зависит от их соблюдения третьими странами — в первую очередь, Индией, Китаем и Турцией, которые являются крупнейшими импортерами российской нефти. Без их участия и строгого международного контроля такие меры рискуют остаться формальностью. «Санкции также коснулись 105 танкеров, что может временно затруднить логистику экспорта. Однако Россия уже создала так называемый «теневой флот», используя суда под флагами других государств. Без координации между странами и систематического контроля за морскими перевозками эти ограничения окажутся малоэффективными», - добавила эксперт. Эффективность price cap ниже без СШАСтанислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ и научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ, обращает внимание, что ранее «потолок цен» (price cap) был объединенным решением стран G7. Однако на этот раз предложение ЕС по его уменьшению не нашло поддержки президента США Дональда Трампа во время саммита в Канаде. «Это очень показательно, это серьезный раскол. Непонятно, будет ли Трамп его сейчас поддерживать, когда он пытается угрожать России вторичными санкциями. По крайней мере, без поддержки Америки этот price cap будет иметь мало смысла. Кто может отреагировать на этот price cap? Часть греческих судовладельцев может испугаться, часть греков будет продолжать «химичить» с отчетностью, делать вид, что они перевозят эту нефть по цене, которая не превышает «потолок». Дальше будет работать теневой флот, который не будет смотреть на этот европейский price cap, потому что «теневые» суда не пользуются европейскими сервисами. Они не будут заходить в европейские порты, не пользуются европейской навигацией, не используют евро как валюту и так далее. Поэтому, я думаю, на них это мало повлияет. Возможностей трансграничного применения своих желаний и норм у Евросоюза гораздо меньше, чем у американцев. Индийцы этого price cap бояться не будут», - полагает Митрахович. Аналитик «Финама» Сергей Кауфман также говорит, что отдельно санкции ЕС менее эффективны. «Мы допускаем, что снижение потолка на российскую нефть вынудит греческих перевозчиков, которые на фоне снижения цен на Urals ниже предыдущего потолка во многом заменили попавшие под санкции танкеры, отказаться от российской нефти. Это вместе с дополнительно рестрикциями против танкеров может вызвать их дефицит, рост дисконта на российскую нефть или даже временное снижение экспорта. Вероятно, из озвученных санкций именно снижение потолка на российскую нефть является наиболее чувствительной мерой. В то же время за последние годы российский нефтяной экспорт стал крайне гибким, и без поддержки США ЕС вряд ли сможет значительно повлиять на него в долгосрочной перспективе», - прокомментировал Кауфман. Запрет для нефтепродуктовОтносительно запрета нефтепродуктов, произведенных из российской сырой нефти в третьих странах, Митрахович подчеркнул, что важны будут нюансы действия этой меры. «Надо почитать, что там реально будет написано с учетом нюансов. Но как можно доказать, что именно российская нефть была переработана? Если есть какой-нибудь завод в Индии или Турции, он не будет указывать в отчетности, что это нефтепродукты из российской нефти. Разбираться в этом вряд ли получится. Если бы американцы приехали и начали устраивать инспекции, у них возможностей было бы больше, и то это еще вопрос. Скорее всего, переработка продолжится под видом того, что это нефть из местных источников, а не российская», - считает эксперт. Подобного мнения придерживается и Кауфман. «Такие меры, как запрет на импорт нефтепродуктов из российского сырья, являются, на наш взгляд, неэффективными - соблюдение таких санкций сложно отслеживать. Ничто не мешает той же Индии или странам Ближнего Востока отправлять нефтепродукты из российской нефти на внутренний рынок, а в ЕС - нефтепродукты из другого сырья», - подчеркнул он. Санкции против НПЗ в ИндииОтдельно под санкции ЕС попал крупный индийский НПЗ с участием «Роснефти». Наталья Денисенкова отмечает, что данные ограничений направлены на ослабление стратегического партнёрства между Россией и Индией в энергетическом секторе. «Это может усложнить участие европейских компаний в совместных проектах, ограничить доступ к европейским технологиям и финансированию, однако полностью остановить поставки российской нефти в Индию они не в состоянии», - полагает она. Станислав Митрахович отмечает, что с данного завода нельзя будет поставлять продукцию в Европу. «Что может произойти? Или завод действительно не будет поставлять в Европу, или поставки будут через посредников - перегрузят где-нибудь у арабов – или найдет покупателей на свой товар где-нибудь еще в мире. Если Европа будет нуждаться в дополнительных нефтепродуктах, она где-то будет их закупать, значит, где-то появится лакуна», - рассуждает эксперт. Сергей Кауфман в целом не считает, что для кого-то из российского нефтяного сектора санкции являются существенно более действенными. «Из отдельных компаний, по данным СМИ, в пакете упоминается индийский НПЗ, которым частично владеет «Роснефть», но каких-то сложностей в том, чтобы направить нефтепродукты с данного НПЗ на внутренний индийских рынок, на наш взгляд, нет. Традиционно немного более защищённо выглядят компании с относительно большим фокусом на внутреннем рынке («Газпром нефть», «Башнефть», «Татнефть»), но разница достаточно несущественная», - отметил он. Аналитик «Финама» Николай Дудченко также обращает внимание, что, согласно отчету ОПЕК, Россия занимает существенную долю индийского рынка поставок нефти (порядка 44%, более 2 млн баррелей в сутки), и это несмотря на уже имеющиеся санкции. «Российская нефть является продуктом высокого качества и поставляется основным покупателям со скидками. Поэтому мы не видим причин, по которым Индия будет отказываться от нефти из РФ в пользу других поставщиков на фоне принятия 18-го санкционного пакета ЕС», - прокомментировал Дудченко. Санкции против «Северных потоков»Отдельным пунктом в санкционном пакете запрещены транзакции в отношении «Северного потока» и «Северного потока-2». Станислав Митрахович сказал по этому поводу, что «про «Северные потоки» ситуация еще смешнее, потому что уже есть план и «дорожная карта», согласно которой до конца 2027 года должны быть остановлены все газовые отношения с Россией». «Если уже такой план принят, зачем еще дополнительно прописывать меры против «Северных потоков»? Это выдает страх европейской бюрократии, что если будет найден компромисс между Россией и Америкой по Украине, или если в Европе начнут меняться власти отдельных стран, вдруг они поменяют план. Поэтому нынешние бюрократы создают еще дополнительную «задвижку», чтобы не дать перезапустить «Северные потоки». Но пока мне это кажется перестраховкой с их стороны, поскольку и так уже есть решение. Хотя и есть евроскептики, которые говорят, что это решение надо поменять, есть партии, есть позиции глав компаний, что нужно частично возвращаться к закупкам российского газа после решения украинского вопроса. Вот, чтобы осадить их, и нужно решение по «Северным потокам», - считает Митрахович. Меры против банковЕще один значимый раздел санкций – отключение 22 российских банков от т европейских финансовых сервисов. Вводятся ограничения для иностранных банков, поддерживающих обход санкций и использующих российскую систему СПФС. Как отмечает аналитик «Финама» Игорь Додонов, новые меры еще больше осложнят проведение трансграничных операций российских компаний и граждан, так как теперь большая часть отечественных фининститутов будет фактически отрезана от мировой инфраструктуры переводов и платежей. «В то же время все ведущие российские банки и так уже долгое время находятся под жесткими санкционными ограничениями, при этом были выстроены альтернативные схемы сотрудничества российских компаний с зарубежными партнерами. Так что, думаю, финансовый сектор сможет адаптироваться и к новым санкциям, и их воздействие не станет критическим для экономики РФ», - оценил он. Наталья Денисенкова добавляет, что отключение 22 банков ограничивает их возможности в международных расчетах, особенно в долларах и евро. «Однако большинство крупных банков РФ уже адаптировались к новым условиям, используя национальные платежные системы и альтернативные каналы связи. Таким образом, этот шаг в большей степени носит символический характер», - считает она. В итоге, по мнению Денисенковой, сильнее всего от новых санкций пострадают европейские банки и компании, которые больше не смогут участвовать в транспортировке российской нефти. «Банки ЕС теряют клиентов и доходы от операций с российским бизнесом. Кроме того, существует риск исключения европейских игроков из цепочек поставок, где посредниками выступают такие страны, как ОАЭ, Турция или Шри-Ланка. В долгосрочной перспективе Индия может столкнуться с давлением со стороны Евросоюза и США, если не изменит свою нейтральную позицию», - подчеркнула она. Также эксперт добавляет, что евро как валюта расчётов в сделках с Россией постепенно уступает место юаню и индийской рупии, что отражает изменение геополитических и экономических связей. «В целом восемнадцатый пакет санкций ЕС стал очередным шагом в рамках санкционной политики, но без реального международного участия и механизмов контроля он рискует остаться на уровне декларативных заявлений. Экономический ущерб, нанесенный России, вероятно, будет невелик, в то время как европейский бизнес может понести вполне ощутимые потери», - заключила Денисенкова. Автор: Дмитрий Никитин Источник: Finam.ru, 18.07.2025 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Государственное стратегическое целеполагание в нефтегазеКлиматическая повестка в России в эпоху ТрампаНовые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|