Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новые санкции фактически закрыли европейским судовладельцам доступ к российской нефти. Как они могут выйти из ситуации

Новые санкции фактически закрыли европейским судовладельцам доступ к российской нефти. Как они могут выйти из ситуации

Последний, 18-й пакет санкций Евросоюза фактически закрыл возможность европейским танкерам участвовать в перевозках российской нефти. В июне на суда стран G7 и ЕС приходилось 56 процентов (на европейские танкеры - не меньше 40 процентов) экспортных поставок нефти из нашей страны. И даже на минимуме, в октябре 2024 года, их доля была чуть ниже 20 процентов.

В последнем пакете санкций ЕС снизил price cap (потолок цен) на российскую нефть с 60 до 47,6 доллара за баррель. Возить ее по цене выше по законам ЕС нельзя, а стоимость нефти марки Urals, отправляемой с Балтики и Черного моря, сейчас колеблется в диапазоне 56-58 долларов за баррель в портах отгрузки.

Теперь европейским судовладельцам (главным образом из Греции и Мальты) придется либо нарушать закон, либо полностью отказаться от таких перевозок. Особенно это касается отгрузок с Балтики, поскольку танкеры должны пройти Датские проливы, которые давно хотят сделать "преградой" для поставок российской нефти так называемым теневым флотом в обход потолка цен. А через Балтику проходит около половины экспортных поставок нашей нефти.

Впрочем, по словам главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, Евросоюз мог просто внести в последний пакет пункт о запрете для европейских компаний участвовать в перевозке российской нефти. Но этого сделано не было. А теперь вспомним, что такое цены на нефть в портах отгрузки - виртуальные котировки, которые высчитывает ценовое агентство Argus. По этим ценам реальная торговля не происходит. В Индии или Китае не покупают нашу нефть по этим ценам. Можем ли мы дать греческому судовладельцу бумаги, что цена нефти, которую он везет, в порту отгрузки была, к примеру, 47,5 доллара за баррель? "Думаю, да. Только это должен быть очень храбрый или жадный судовладелец, который не побоится заработать на риске. Большинство, конечно, предпочтут отказаться от таких перевозок", - считает Симонов.

Здесь можно напомнить, что весной и летом 2024 года, в периоды, когда наша нефть торговалась в портах отгрузки значительно выше существующего тогда потолка в 60 долларов за баррель, европейские танкеры продолжали ее перевозить. И, по разным оценкам, их доля в транспортировке нашей нефти колебалась от 8 до 25 процентов.

По мнению аналитика ФГ "Финам" Кристины Гудым, снижение price cap, вероятно, приведет к частичному выводу этих судов из цепочек поставок либо к их перерегистрации в юрисдикциях, не подчиняющихся санкционному режиму. Это может вызвать краткосрочные логистические перебои и усилить давление на танкерный рынок. 

Схожий взгляд у руководителя департамента по работе с клиентами компании AMCH Даниила Тюня. Многие европейские судовладельцы будут искать способы обойти санкции путем изменения регистраций и создания новых юридических структур. Например, использование офшорных компаний или регистрация судов под флагами третьих стран, таких как Панама, Либерия или Маршалловы острова, уверен он.

Ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова считает, что судоходные компании из ЕС откажутся перевозить российскую нефть. Это может вызвать краткосрочный рост цен на нефть до 72-75 долларов за баррель. Но примерно в течение квартала проблема разрешится. Россия, скорее всего, будет обращаться только к перевозчикам из дружественных стран. И это будет логичным - если у Китая и Индии есть спрос на российскую нефть, пусть сами займутся вопросами ее доставки морским путем, замечает эксперт.

Для наших компаний любой из этих сценариев грозит ростом издержек. По словам Тюня, дисконт на российскую нефть может возрасти вследствие увеличения транспортных расходов и рисков, связанных с санкциями. Покупатели будут требовать большей скидки, чтобы компенсировать повышенные затраты на транспортировку и страхование грузов. Кроме того, нестабильность рынков и неопределенность относительно будущего российских поставок могут усилить давление на цены. Существует риск возникновения дефицита танкеров для российского экспорта нефти и нефтепродуктов. В случае возникновения дефицита флота и роста стоимости фрахта дисконт на российскую нефть может вырасти до 25 долларов за баррель, считает Тюнь.

С последним не согласен Симонов, который приводит в пример весну и лето 2024 года, когда европейцы перевозили минимум российской нефти на своих танкерах, но никакого дефицита флота не возникало. Дисконты могут вырасти из-за санкций, но ненадолго и не так сильно. Кроме того, эксперт напоминает, что США так и не присоединились к последним европейским рестрикциям, что сильно ограничивает действие санкций ЕС. Большой вопрос, кого больше боится грек-судовладелец - минфина США или чиновников ЕС, отмечает Симонов.

С точки зрения Гудым, дефицит флота возможен только локальный. Особенно в случае с судами, проходящими через узкие и регулируемые маршруты, такие как Босфор и Балтика. Проход по Босфору может осложниться в случае усиления давления со стороны Турции, особенно при подозрениях в нарушении санкционного режима. Это уже наблюдалось в конце 2022 - начале 2023 года, когда Турция требовала от судов страховку, соответствующую потолку цен.

Симонов считает, что основной риск существует с проходом судов в Датских проливах из Балтийского в Северное море. И здесь позиция России должна быть жесткой и четкой. Подобно той, что была при попытке захвата эстонцами танкера в водах Финского залива. Это очень большой риск эскалации, но если мы не будем отвечать, то просто останемся без денег, поясняет Симонов.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 24.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное стратегическое целеполагание в нефтегазе
Нефтегазовый комплекс России оказался в зоне серьезной турбулентности. Санкции только усиливаются. США целенаправленно выдавливают российские углеводороды с мирового рынка, уже открыто предлагая приобретать вместо них добываемые в США нефть и газ. При этом никуда не делись давно диагностированные среднесрочные риски вроде ухудшения ресурсной базы и повышения себестоимости добычи. Все это требует серьезных, именно стратегических решений. Казалось бы, государство должно взять на себя функцию разработки четкого плана развития ТЭК в условиях санкционных ограничений. Собственно, как только началась СВО, Путин сразу же дал поручение подготовить новую версию Энергетической стратегии.
Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики