Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рекордный рост цен на бензин в России. Что происходит?

Рекордный рост цен на бензин в России. Что происходит?

Цена бензина марки "Премиум-95" на Петербургской товарно-сырьевой бирже составила 76,33 тысячи рублей за тонну, что близко к историческому максимуму сентября 2023 года, когда она достигала 76,87 тысячи рублей. Рекордный рост цен на бензин в России объяснил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Это именно биржевая цена. И то, что предыдущий рекорд исторических цен на бирже на бензин был в 2023 году, ещё раз показывает, что на бирже она может снижаться. Но в 2023 году почему она была исторически высокой? Потому что тогда, в начале года, очень сильно расходились у нас расходы и доходы федерального бюджета по сравнению с тем, что было запланировано в законе о бюджете. Поэтому Минфин сразу стал искать пути сокращения расходов, чтобы ликвидировать дефицит, и принял решение, что с 1 сентября 2023 года он вполовину сократит выплаты нефтяным компаниям по демпфирующему механизму. Демпфирующий механизм - это разница между ценой, которую государство хочет видеть на внутреннем рынке, и ценами на внешнем рынке. То есть сколько бы нефтяные компании заработали, если бы экспортировали это топливо. И эту разницу государство из бюджета нефтяным компаниям выплачивает, чтобы у них был одинаковый доход, что они экспортируют, что поставляют на внутренние рынки. Это их собственные же налоги, выплаченные в бюджет. То есть это всё проходит в рамках налогового вычета. Но сути не меняет. Из бюджета деньги уходят компаниям,

- рассказал аналитик.

Согласно данным биржи, стоимость бензина АИ-95 увеличилась на 0,41%. В то же время цена бензина АИ-92 снизилась до 66,3 тысячи рублей за тонну, а дизельное топливо упало до 58,5 тысячи рублей. Цена топлива для реактивных двигателей возросла на 2,75% и составила 71,8 тысячи рублей за тонну. Топочный мазут стоит 25,3 тысячи рублей, а сжиженные углеводородные газы - 18,192 тысячи рублей за тонну.

Нынешняя ситуация немного похожа на то, что было в 2023 году. Потому что сейчас государство не принимало решение сократить выплаты по демпферу. Тогда, кстати, тоже эту проблему решили именно так, что отказались от снижения выплат по демпферу просто. И компании в итоге отыграли назад, и на бирже цена снизилась. То есть недополученную выручку они хотели брать за счет продаж через биржу, поэтому цена поднималась. Сейчас похожая ситуация, но государство не принимало решения сократить выплаты по демпферу, а они сами по себе сократились, потому что рубль укрепился и на внешних рынках снизилась стоимость топлива, и в итоге получается, что в рублевом выражении цены на внешних рынках снизились, а значит, этот разрыв тоже уменьшился между внешним и внутренним рынком. И выплаты по демпферу за период с января до июля сократились на 40%. Тогда была угроза понижения на 50% выплат по демпферу, а сейчас на 40% уже это произошло,

- пояснил Юшков.

Поэтому нефтяные компании стремятся компенсировать недополученную прибыль, продавая свою продукцию по более высоким ценам на бирже. Это создаёт схожую ситуацию между 2023 и 2024 годами. Они пытаются уменьшить потери, поскольку снижение выплат по демпферу негативно сказывается на рентабельности их переработки. Однако такая ситуация вызывает беспокойство у правительства. Когда цены на бирже растут, страдают независимые автозаправочные станции, которые не имеют собственной переработки и закупают топливо исключительно на бирже. В результате, когда они вынуждены покупать дорогое топливо, им приходится повышать цены на своих заправках, что приводит к недовольству населения. Поэтому правительство принимает меры для решения этой проблемы.

И сейчас мы видим, что последнее время обсуждается два сценария. Либо некий добровольный, когда компании сами наполняют топливом биржу, чтобы цена снизилась. Либо принудительный, когда правительство введёт запрет на экспорт бензина, его некуда будет девать, и поэтому нефтяные компании в любом случае его поставят на биржу. Вопрос - только ли на август введут запрет либо август и сентябрь? Потому что больше, наверное, держать нет смысла, потому что всё-таки производим бензина больше, чем потребляем, и его некуда будет девать и придётся переориентировать работу нефтеперерабатывающих заводов. На это правительство тоже не хочет идти. Поэтому если введут запрет, то скорее на август и сентябрь, потому что тогда излишки ещё можно будет отправлять просто в топливные хранилища и всё. Либо добровольные сценарии, когда нефтяные компании сами наполняют, но взамен они хотят выторговать себе некие поблажки,

- поделился аналитик.

Эксперт пояснил, что сейчас по закону, если на бирже цена на бензин за месяц возрастает больше чем на 10% от индикатора, который устанавливает государство, тогда выплаты нефтяным компаниям по демпферу не производятся. Если больше чем на 20% дорожает дизель на бирже, тогда тоже демпфер не выплачивается. Нефтяные компании хотят пролоббировать решение о том, чтобы расширили этот коридор, чтобы до 20% можно было повышать безболезненно, скажем так, без потери демпфера по бензину и на 30% по дизелю. Поэтому пока идёт такой торг.

Источник: Царьград, 25.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное стратегическое целеполагание в нефтегазе
Нефтегазовый комплекс России оказался в зоне серьезной турбулентности. Санкции только усиливаются. США целенаправленно выдавливают российские углеводороды с мирового рынка, уже открыто предлагая приобретать вместо них добываемые в США нефть и газ. При этом никуда не делись давно диагностированные среднесрочные риски вроде ухудшения ресурсной базы и повышения себестоимости добычи. Все это требует серьезных, именно стратегических решений. Казалось бы, государство должно взять на себя функцию разработки четкого плана развития ТЭК в условиях санкционных ограничений. Собственно, как только началась СВО, Путин сразу же дал поручение подготовить новую версию Энергетической стратегии.
Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики