|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Без ФНБ, инвестиций и с секвестром. От санкций США пострадает не нефтегаз, а бюджет Без ФНБ, инвестиций и с секвестром. От санкций США пострадает не нефтегаз, а бюджетДональд Трамп решился на то, чего не смогла или не захотела сделать администрация Байдена, — ввести вторичные санкции на покупателей российской нефти. До Китая дело пока не дошло. Первой под удар попала Индия, а с ней — треть российского нефтяного экспорта. Почему Индия? Почему бы и нетПрезидент Трамп перешел от челночной дипломатии по украинскому урегулированию к санкциям, да еще и таким, от которых Джо Байден бежал как черт от ладана. Сначала американский президент выделил на переговоры 50 дней. Они стороны конфликта не впечатлили. Накануне Дональд Трамп сократил время на раздумья в пять раз. Теперь, по мнению президента США, Россия должна показать свое стремление остановить военные действия не позднее 8 августа. А 30 июля он объявил о том, что вводит 25%-ные пошлины на весь индийский импорт уже с 1 августа. Помимо тарифов, Трамп пригрозил Дели еще и штрафом. Индия первой попадает под вторичные санкции за то, что покупает российскую нефть и российское вооружение. Так заявил Трамп. Как пишут индийские СМИ, объявление о тарифах пришло неожиданно. Переговорщики встречались уже пять раз, и очередной раунд назначен на конец августа. Но, по сведениям из Дели, камнем преткновения стали вовсе не российская нефть и С-400, а сельскохозяйственная и молочная продукция. Индусы категорически отказываются открывать рынок для американских товаров. О нефти если и говорили, то вскользь. Индия не может отказаться от российских углеводородов, которые составляют 40% в ее энергетическом балансе. Заменить 2 млн баррелей сырой нефти в сутки, которую везут танкеры с севера, нечем. Столько свободной нефти на мировом рынке нет, и уж тем более ее нет до 1 августа. Поэтому успокоительные речи индийских министров после попадания под санкции ЕС Nayana, принадлежащей «Роснефти» и российскому фонду UCP, о том, что в случае чего уйдем к старым поставщикам, — это мантра, к реальности не имеющая никакого отношения, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович: — Это лажа полная, то, что министр у них сказал. Это на пользу американским читателям Bloomberg или Reuters. Там 2 млн баррелей в сутки. Это никак не заменить. Если делать большую стратегию, дождаться увеличения добычи в Америке, развала ОПЕК+, там это можно вытеснять. Но не за 50 дней и не за 12 дней. За такое время вопросы не решаются, нет такого объема. Если взять курс на пять лет, то можно. Трудно предположить, что Индия будет твердо стоять на страже российских интересов. Судя по американскому давлению, сокращение будет, и даже больше, чем 10-15%, как предсказывал в нашем интервью главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. Как рассказывали «Новые Известия», сам по себе 18-й пакет санкций ЕС против РФ мало что значит, если к нему не присоединятся Штаты. Объемы нефти, поставляемые в Словакию и Венгрию, очень невелики, поэтому большого труда их перебросить на азиатское направление не стоит. Зато, если американцы захотят, «Газпром» потеряет последние 16 млрд кубометров газа на европейском направлении, которые идут через Турцию. Их продать будет некуда, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков: — Если мы говорим про газ, то его не перенаправить. Для этого нужна инфраструктура. Поэтому и не перенаправили все то, что раньше поставляли в Европу. В 2021 году мы поставили в Европу 160 млрд кубов трубопроводного газа. В этом году будет примерно 16-17. Газ некуда будет деть, мы просто сократим добычу. Нефть можно перенаправить на альтернативные рынки. Казалось бы, первыми пострадают нефтяники и производители газа. Но это не совсем так. Что-то они потеряют, но больше всего пострадает российский бюджет. Почему пострадает бюджет России?Эксперты не исключают, что в какой-то момент котировки могут опуститься и до 47 долларов за баррель — потолка цен, который предписал российской нефтянке Евросоюз, и как это приблизительно было минувшей весной, когда цены в российских портах не поднимались выше 52 доллара за баррель. Однако для самих компаний это снижение не столь болезненное. — Продавать будет выгодно в любом случае. У нас себестоимость оценивается долларов в 20. И то компании какое-то время будут работать с убытками, но продолжат работать. Уменьшение экспортных цен — это недополучение доходов бюджета, а не удар по экономикам компаний. Когда падает цена, снижается НДПИ, — объясняет Игорь Юшков. Российский нефтяной экспорт устроен таким образом, что колебания цен в меньшей степени влияют на экономику компаний и в большей — на бюджет. Если цены растут, дополнительный доход оседает также на счетах государства. Если цены на мировых биржах падают, российская казна недополучает деньги. Последние результаты «Газпрома» говорят о том, что газовый монополист полностью переориентировался на внутренний рынок и изменил бизнес-модель. Его главные источники дохода — тарифы для предприятий и населения, а также на прокачку газа. Компания-монополист — владелец российской газотранспортной системы, поэтому нефтянка, которая добывает попутный газ, и независимые производители типа «Новатэка» исправно платят «Газпрому». «Сила Сибири» также вносит свой вклад в почти положительный баланс, но основные деньги приходят от промышленности и населения. В отсутствие рынка достаточно иметь рычаги влияния во власти, чтобы вытащить себя из долгового болота, как тот Мюнхгаузен. «7 трлн рублей дефицита бюджета — лучше не станет»Пока одни эксперты рассуждают, почему обещания европейцев купить у Америки нефть и газ на 750 млрд долларов нереалистичны, другие говорят о том, что для РФ намного важнее понять последствия, если покупатели начнут отказываться от наших углеводородов. Российскому бюджету в ситуации падения доходов брать неоткуда, поэтому дефицит бюджета растет прыжками. — Если исходить из текущего исполнения бюджета, тех показателей дефицита, которые уже есть, и планируемых на год 3,7-3,8 трлн рублей, которые фактически за полгода были выполнены и, очевидно, увеличатся, то эта цифра 7 трлн с учетом новых обстоятельств представляется достаточно реалистичной. И, соответственно, в процентном отношении к ВВП это будет примерно 3%, может быть, даже больше, — говорит ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. Такая ситуация была в первый год пандемии. Правда, длилась она 12 месяцев, а на следующий год все стало значительно лучше. — Сейчас нет такой перспективы. Вот в чем проблема. Поэтому, когда мы решаем проблему дефицита, очень важно, что у нас будет через год-два. Поэтому ситуация сильно осложнится, — считает Игорь Николаев. ФНБ, заимствования и секвестрУ Минфина не так много инструментов, чтобы совладать с валом государственных расходов при сокращении экспорта, росте санкционного давления и сворачивании гражданской экономики. При таких темпах вложений в ОПК от Фонда национального благосостояния, государственной подушки безопасности, уже в 2026 году мало что останется. — Мы не знаем, что будет по итогам года. Если то же, как оно и шло, то в 2026 году ФНБ может быть уже исчерпан. Мы не знаем, какая будет ценовая конъюнктура. Вдруг цены взлетят на нефть? За счет этого, несмотря на снижение объемов экспорта, ситуация будет не такая плохая. Но в любом случае вероятность того, что в 2026 году ФНБ не будет, достаточно резко возрастает, — считает экономист. Есть вариант увеличить национализацию активов, чтобы затем их распродавать. Но получить можно пару сотен миллиардов, суммы будут небольшие, говорят на фондовом рынке. Остаются две возможности — брать в долг и резать расходы. Они самые перспективные с точки зрения получения денег быстро. Заимствования тормозят и без того остановившуюся экономику и толкают вверх инфляцию. Но без этого уже не обойтись. — Что секвестировать? Нацпроекты? — Это инвестиционная составляющая. Да, это коснется нацпроектов. Но именно инвестиции. Конечно, никакие расходы, связанные с обороной и безопасностью, резаться не будут. Социальные расходы… выбирая между ними и инвестиционными, конечно, будут оставляться на потом. Поэтому будут резать инвестиции. Уже сейчас пошли разговоры о повышении подоходного налога на богатых. Долларовых миллионеров и миллиардеров в 2024 году было 5800 человек, или 0,4% населения страны: $10–50 млн — ~ 5000 человек. $50–100 млн — ~ 600 человек. $100 млн — $1 млрд — ~ 200 человек. Свыше $1 млрд — 125 человек. Эти люди попадают под любое повышение налогов первыми. Но не о них болит голова у правительственных чиновников. Чтобы получить деньги, которые нужны бюджету, надо идти в народ и повышать ставки тем, кто зарабатывает от 2,4 млн рублей в год и выше. В эту категорию попадают участники СВО, их семьи, работники оборонных заводов и прочие нужные стране айтишники. На это правительство пойти не может. По крайней мере, пока. Значит, возможно, будут резать нацпроекты. Авторы: Елена Петрова, Татьяна Свиридова Источник: Новые Известия, 31.07.2025 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Климатическая повестка в России в эпоху ТрампаНовые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|