Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: Торговая сделка между США и ЕС выглядит нереалистично

Игорь Юшков: Торговая сделка между США и ЕС выглядит нереалистично

В воскресенье, 27 июля, США и Европейский союз заключили торговое соглашение, в рамках которого ЕС намерен закупить американские энергоносители на сумму около $750 млрд. Мнением о реальных перспективах сделки и ее возможном влиянии на российский энергетический рынок с Агентством нефтегазовой информации поделился ведущий аналитик ФНЭБ, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков:

- Если говорить о нефтегазовой составляющей недавно анонсированной сделки, то ее экономические предпосылки кажутся весьма нереалистичными. Объявленная цифра - закупка европейцами энергоносителей у США на сумму $750 млрд за три года - вызывает сомнения. Для сравнения: текущий уровень европейских закупок из США составляет порядка $70 млрд в год. Учитывая эту динамику, выйти на сумму $750 млрд за три года практически невозможно без коренного изменения рыночной конъюнктуры.

Это выглядит нереально, потому что, во-первых, покупка энергоносителей осуществляется не государством напрямую, а частными компаниями. Американское правительство не обладает полномочиями заставить американские корпорации направлять именно в Европу заданные объемы поставок. Аналогично, в Европе ни Евросоюз, ни национальные правительства не могут указать компаниям, у кого именно закупать нефть, газ или другие источники энергии. Это означает, что никакие директивы, даже если бы они существовали, не обеспечат выполнение обязательств на указанную сумму.

Скорее всего, заявленные $750 млрд - это не столько реальные контракты, сколько пиар-ход, направленный на придание сделке политического веса. США рассчитывали увеличить свои доходы, в том числе за счет таможенных пошлин (поначалу планировали 30%, в итоге получилось около 15%). Чтобы подчеркнуть успех переговоров, были озвучены громкие планы по инвестициям в американскую экономику и значительным покупкам вооружений, привязанных к сделке.

Но с практической точки зрения, резкого роста закупок энергоносителей из США Европа не увидит: экономические стимулы отсутствуют, учитывая, что американские энергоносители не являются дешевыми и зачастую конкурируют с другими поставщиками, включая Россию.

Контракты с российской стороной по нефти и газу продолжают действовать, и это не случайно. Российская нефть часто дешевле и более выгодна для таких стран, как Словакия и Венгрия, которые ориентированы на экономическую целесообразность, а не политические декларации. Если европейцы смогут экономить, покупая российскую нефть, они продолжат это делать, несмотря на заявления и политические риски.

Таким образом, говорить о вытеснении России с европейского рынка энергоносителей в рамках текущей сделки преждевременно и не соответствует реалиям рынка.

Сделка невыгодна ни для одной из сторон. Для Европы - из-за роста расходов на энергоносители и давления на промышленность и сельское хозяйство. Для США - в силу того, что импортные пошлины значительно повысили стоимость конечной продукции, создавая дополнительную нагрузку на собственных потребителей. В итоге, этот 15%-ый «налог» на импорт превращается во внутренний рост цен в США - не самый желанный сценарий для потребителей обеих сторон.

Таким образом, в реалиях рынка энергоресурсов сложно говорить о том, что новая сделка кардинально изменит баланс поставок между США и Россией или позволит Европе полностью перейти на американские энергоносители. Прежде всего, это политический сигнал с целью подчеркнуть успешность переговоров и показать союзникам и конкурентам определенную позицию.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 30.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики