|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Русский бензиновый парадокс: Почему цены растут, когда должны снижаться Русский бензиновый парадокс: Почему цены растут, когда должны снижатьсяРоссия бьёт рекорды по добыче нефти, но бензин дорожает. Рассказываем, кто наживается на народе и почему цены растут, когда должны снижаться. Несмотря на то что Россия является одним из мировых лидеров по добыче нефти, цены на бензин внутри страны продолжают расти. Власти ввели запрет на экспорт топлива, чтобы "стабилизировать внутренний рынок", но вместо снижения цен литр АИ-95 подорожал до рекордных значений. Как так вышло? Русский бензиновый парадокс имеет три причины. Государство требует долюЗнаете ли вы, сколько забирает государство из цены литра бензина? По словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, 70-80%. То есть из каждых 60 рублей, которые мы платим за литр, около 45-48 рублей уходят в казну. Это акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, НДС и прочие сборы. Нефтяным компаниям остаётся "всего лишь" 12-15 рублей. И государство постоянно повышает свою долю. С 1 января 2024 года акцизы на бензин выросли сразу на 16%. Как объясняет Юшков:
Но это ещё не всё. Есть такая хитрая штука - демпфирующий механизм. Работает он так: государство устанавливает "желаемую" цену на бензин внутри страны. Эта цена ниже, чем нефтяники могли бы выручить, если бы смогли вместе со своей нефтью сбежать на другую планету и пускать всё на экспорт. Государство как бы убеждает их продавать внутрь по "желаемой" цене. И тут же компенсирует им разницу за счёт бюджета. Но и эта справедливость действует только, пока у государства есть деньги. А когда их не хватает - ну, тут уж держись покрепче. В 2023 году расходы государства разошлись с доходами, Минфин решил урезать "компенсации" нефтяникам вдвое. В ответ нефтяники подняли цены на бирже, чтобы компенсировать потери, и биржевая цена бензина побила рекорд. В 2024 году история повторилась, но с нюансом. Государство формально не урезало компенсации. Но вот рубль укрепился. Мировые цены на нефть снизились, и доходы нефтяников автоматически сократились на 40%. Нефтяные королиТеперь посмотрим на тех, кто добывает и перерабатывает нефть. Возьмём топ русских нефтяных компаний и их владельцев. Все сплошь достойные, уважаемые люди и регулярно появляются в списке Forbes. И это неудивительно - себестоимость добычи барреля нефти в России одна из самых низких в мире - около 10-20 долларов. А продаётся он за 80-100 долларов. Но вот парадокс: имея такую маржу, нефтяные компании всё равно требуют компенсаций от государства. И когда эти компенсации урезают - немедленно перекладывают недополученное на потребителей. Так что "русский нефтяной парадокс" объясняется просто:
Народ-плательщикУбежать от бензиновой цены не получится. Пересадка на велосипед не спасёт. От дорогого бензина растут не только цены на заправке, но и все остальные. Перевозчики платят больше за солярку и бензин, поэтому закладывают эти расходы в стоимость доставки. В итоге каждый товар, который перевозят, становится дороже. Самое обидное, что с точки зрения голых цен Россия действительно "дешёвая". Если литр 95-го в России сейчас стоит 62 рубля, примерно 0,78 доллара, то в большинстве стран Евросоюза и Великобритании литр уже переваливает за 2 доллара. И вот мы подошли к самому больному вопросу. Почему в России, нефтяной державе, люди не могут позволить себе хотя бы "относительно дешёвый" бензин? Кандидат экономических наук Николай Кульбака объясняет просто и жёстко:
А доктор экономических наук Валентин Катасонов отмечает:
В России таких законов нет. Есть Федеральная антимонопольная служба, которая, по словам Катасонова, только тогда вспоминала о своих обязанностях, когда вмешивался президент. Источник: Царьград, 30.07.2025 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Климатическая повестка в России в эпоху ТрампаНовые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|