Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как Трамп выкрутится из нефтяного ультиматума России: есть варианты

Как Трамп выкрутится из нефтяного ультиматума России: есть варианты

Трамп выдвинул России ультиматум и пообещал через десять дней, если не будет урегулирования конфликта на Украине, ввести санкции. Самые обещаемые — 100-процентные пошлины на товары для стран, которые покупают российскую нефть. Россия является одним из крупнейших в мире экспортеров сырья, и ограничения могут быть не совсем такими, как говорит Трамп, полагают аналитики. Они считают, что другие поставщики не смогут быстро заместить российские объемы без нового энергокризиса.

Во вторник Дональд Трамп заявил, что начнет вводить санкции против России, в том числе 100-процентные вторичные пошлины для ее торговых партнеров по нефти, если Москва не добьется прогресса в прекращении конфликта на Украине в течение 10−12 дней. Ранее президент США давал России 50 дней.

Следом в Белом доме заявили, что Вашингтон просчитывает последствия санкций, в том числе для себя, и Дональд Трамп не принимает эмоциональных решений.

По данным ОПЕК, ежесуточно в мире потребляется 103,7 млн баррелей. При этом добыча в России составляла в июне 9 млн баррелей в сутки. Международное энергетическое агентство (IEA) оценивает экспорт нефти и нефтепродуктов из России в первом месяце лета в 7,23 млн баррелей в сутки. Это существенные объемы для мирового рынка и третьи после США и Саудовской Аравии. Более 80% идет в Китай и Индию.

Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков сомневается, что в этих условиях Белый дом введет вторичные санкции к покупателям российской нефти.

«У меня есть очень большие сомнения, потому что это вызовет и рост цен, если страны откажутся от российской нефти, это вызовет и глобальный дефицит, потому что российскую нефть некуда будет продать. Мы сократим добычу, и в итоге получится глобальный дефицит энергоносителей», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ.

Он оценивает, что цены на сырье станут трехзначными: «И вся нефть для США, которые остаются импортером нефти, будет стоить $ 150−200 за баррель. Они прекрасно понимают эту перспективу».

С другой стороны, санкции к Индии и Китаю также ударят по США, так как, например, КНР является крупнейшим торговым партнером Соединенных Штатов.

«Сложно себе это представить, будет огромный дефицит предложения на американском рынке вообще каких-либо товаров, которые Китай раньше поставлял. Будут расти дефицит, цены и раскручиваться инфляция. ФРС будет поднимать ставку, чтобы погасить инфляцию. И в итоге это загонит экономику США в рецессию», — говорит Игорь Юшков.

Он считает, что вторичные санкции несут для США огромные риски.

«И ради чего? Чтобы урегулировать украинский конфликт, который не настолько важен на самом деле для Трампа, который не будет подставлять под удар собственную популярность, которая и так снижается», — ведущий эксперт ФНЭБ полагает, что Вашингтон может придумать другие ограничения, которые будут гораздо мягче и не такими рискованными для Соединенных Штатов.

Независимый промышленный эксперт Максим Худалов считает, что будет что-то в трамповском стиле.

«Санкции на те компании, которые „уличили“ в использовании российского сырья. Им и наложат санкции в виде 100-процентных пошлин. Тем самым Вашингтон внесёт внутриполитический раскол в индийских и китайских провластных структурах и при этом не нанесёт прямого удара по конкретным странам», — говорит Максим Худалов. По его мнению, такие пошлины будут применяться редко.

«Китай легко переварит этот подход, выделив для торговли с Россией специальные компании, продукция которых идёт на внутренний рынок. Индия, думаю, пойдёт по тому же пути», — добавляет эксперт.

Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман отмечает, что Китай, который и так находится в состоянии непрерывной торговой войны с США, вряд ли как-то отреагирует на угрозы или санкции со стороны Соединенных Штатов. Министр финансов США Скотт Бессент уже признался, что во время переговоров китайцы отказались останавливать закупки российской нефти, несмотря на угрозу введения высоких пошлин.

«Однако для подавляющего большинства прочих покупателей российских нефти, нефтепродуктов или СПГ торговые отношения с США либо важнее, либо сопоставимы по важности с импортом российских углеводородов, — говорит он. — Это значит, что если угрозы Трампа окажутся не просто угрозами, то падение экспорта российских нефти и нефтепродуктов может быть двузначным, а дисконт может вырасти снова к уровням конца 2022 года, так как перенаправить выпавшие объёмы, если, например, Индия будет вынуждена отказаться от российской нефти, будет просто некуда».

Впрочем, и Сергей Кауфман полагает, что настолько жёсткие вторичные санкции всё ещё выглядят маловероятными.

«Об этом свидетельствует довольно спокойное состояние и российского фондового рынка, и мирового рынка нефти. В последние месяцы Трамп многократно показывал рынкам, что значительная часть его заявлений оказывается просто блефом и инвесторы стали в меньшей степени реагировать на такие заявления. Кроме того, администрация Трампа довольно внимательно следит за ценами на нефть, регулярно хвастаясь их снижением. Если же жёсткие вторичные санкции для покупателей российской нефти действительно будут введены, то мировые цены с высокой вероятностью вырастут выше $ 80 за баррель», — говорит Сергей Кауфман.

По его мнению, быстро российскую нефть заменить невозможно: «Но достаточно активное восстановление добычи со стороны стран ОПЕК может сгладить эффект от потенциального снижения российского экспорта».

Источник: EADaily, 30.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики