Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бочки вне закона. Смогут ли Индия и Китай отказаться от нашей нефти, и чем это грозит экономике России и всего мира

Бочки вне закона. Смогут ли Индия и Китай отказаться от нашей нефти, и чем это грозит экономике России и всего мира

Эксперт Симонов: Трамп пошел в психическую атаку, говоря о "нефтяных" пошлинах

Заявление министра энергетики Индии Сингха Пури о том, что его страна сможет отказаться от российской нефти, если США введут заградительные таможенные пошлины (100%) для ее импортеров, едва ли можно назвать неожиданным. Индия всегда была экономически и политически очень близка с США и Великобританией. Кроме того, еще четыре года назад российская нефть в Индии была скорее экзотикой, нежели правилом, страна в основном импортировала сырье из стран Ближнего Востока. Но не все так однозначно, считают опрошенные "РГ" эксперты. Рынок нефти за последние годы сильно изменился, логистические связи перестроились, большого избытка нефти на нем не ожидается, и, главное, быстро нарастить ее добычу могут единицы стран, причем не в тех объемах, которые сейчас занимает Россия. Представим расклад сил.

С 2022 года, когда начался великий передел нефтяного рынка из-за санкций против России, поставки нашей нефти в Индию стали расти как на дрожжах. На пике в прошлом и в этом году они достигали 1,8-2 млн баррелей нефти в сутки и заняли почти 40 процентов местного рынка, а Индия стала крупнейшим покупателем нашей нефти, доставляемой морем.

То есть нельзя сказать, что Индия наш давний и надежный партнер на нефтяном рынке. Попытки прекратить покупать нефть в России (или выбить большие скидки на нее) у Индии уже были. Последняя случилась в начале этого года после прощального пакета санкций бывшего президента США Джо Байдена, отправившая в "черные" списки американского минфина 183 танкера, "Газпром нефть" и "Сургутнефтегаз", а также их дочерние компании и десятки трейдеров, торгующих российским топливом. Но некоторое потепление отношений между США и России весной этого года вернуло поставки нашей нефти в Индию на прежний уровень.

Российская нефть и сейчас остается для Индии весьма выгодным продуктом благодаря дисконту. Даже с учетом того, что основная премия с него уходит перевозчикам и трейдерам, Индия закупает наше сырье по цене ниже, чем у конкурентов. Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов приводит последние опубликованные данные индийской таможни (за апрель, выходят с опозданием) о том, что разница в цене между нефтью из Саудовской Аравии и России составила 8 долларов за баррель. 

С другой стороны, главный торговый партнер Индии - США (оборот в 2024 году 129 млрд долларов). Экспорт индийских товаров в Америку в два раза превышает импорт американских в Индию. Россия в списке торговых партнеров Нью-Дели делит четвертое и пятое место с Саудовской Аравией. И мы больше экспортируем товаров в Индию, в основном сырье, нежели завозим к себе индийскую продукцию. Если США введут заградительные пошлины для индийских товаров, американский рынок окажется для них закрыт. Потери Нью-Дели в этом случае окажутся значительно больше, чем в случае переплаты за нефть от поставщиков с Ближнего Востока.

С Китаем экономически ситуация схожая. Торговый оборот США и КНР в 2024 году - 688 млрд долларов (3-е место по объемам взаимной торговли после Ассоциации государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН и ЕС), из которых китайских товаров экспортируется в Америку почти на 525 млрд. Торговый оборот Китая с Россией (8-е место) - 245 млрд долларов, импорт из нашей страны - 129 млрд - в основном, нефть, газ и уголь. 

Однако Китай получает нашу нефть не только морем, но и по нефтепроводам, напрямую из России по ВСТО (мощность 30 млн тонн в год) и через Казахстан и Узбекистан (около 10 млн тонн в год). Эти маршруты поставок очень выгодны Пекину, а нефть, прокачиваемая по ним, не попадает ни под какие санкции. Кроме того, Китай, в отличие от Индии, проводит независимую от США и ЕС политику.

Как замечает аналитик ресурсных секторов "Ренессанс Капитал" Марк Шумилов, КНР уже многие годы закупает санкционную иранскую нефть. В случае с российским топливом долгосрочно проблем не должно случиться. Опыт 2022 года показал, что всегда найдутся страны, которые не откажутся от дешевой нефти из России даже вопреки санкциям - вопрос лишь в скидке и налаживании торговых маршрутов. Но эксперт не исключает, что в случае с Индией риск отказа от поставок энергоносителя из России есть.

Симонов считает, что в сегодняшних реалиях отказа от российской нефти не произойдет ни в Китае, ни в Индии. Речь идет о том, чтобы заместить приблизительно 4 млн баррелей нефти в сутки (по два на каждую страну). В моменте найти такие объемы просто не получится. Единственная страна, которая обладает хоть какими-то серьезными возможностями увеличить добычу - это Саудовская Аравия. Но и в этом случае речь идет о 1-15 млн баррелей в сутки, а не о 4 млн. К тому же саудитам намного выгодней будет сыграть на росте котировок, что неизбежно, если на рынке возникнет дефицит в 4 млн баррелей в сутки, чем увеличивать добычу. В отличие от Саудовской Аравии и других стран Ближнего Востока, для США, ЕС, Китая и Индии запредельный рост цен на нефть окажется не просто не выгодным, а губительным.

То, что южноазиатская республика еще четыре года назад почти не покупала российскую нефть, абсолютно не доказывает, что она может отказаться от этих поставок сейчас, поясняет эксперт. В 2022 году наша нефть стала уходить из Европы в Азию, а ближневосточная и американская устремились из Азии в Европу. Происходила взаимозаменяемость. Сейчас же речь идет об исключении российского "черного золота" с рынка. Это физически невыполнимо. К тому же наша нефть для индийских и китайских импортеров за счет дисконта оказалась выгодней, чем нефть от других поставщиков.

Схожее мнение у Шумилова. Россия - второй крупнейший экспортер нефти в мире. Будет тяжело представить сценарий, в котором, например, наш объем экспорта этого товара упадет вдвое и больше не восстановится, говорит он. При этом и российские власти будут максимально защищать данный ресурс, поскольку получение доходов от экспорта энергоносителей так или иначе остается основным элементом российской экономической модели.

Здесь стоит уточнить, что мы экспортируем приблизительно половину объемов добываемой нефти и чуть менее половины от объема нефтепродуктов. Основные налоги в бюджет поступают с добычи нефти. Если экспорт снизится, то соответственно упадет и добыча. Доля нефтегазовых доходов в бюджете России 2024 года составила 30 процентов. В 2025 году ожидается, что они составят 8,3 трлн рублей из 38,5 трлн рублей (21,5%).

Симонов уверен, что в случае с заявлениями Трампа о заградительных пошлинах мы имеем дело с подготовкой и укреплением переговорных позиций. Дональд Трамп, как в фильме "Чапаев", пошел в психическую атаку. Сейчас идут переговоры по тарифам, и Трамп, если верить западной прессе дожимает и Пекин, и Нью-Дели. Тарифы для импортеров российской нефти - его дополнительный козырь. В реальности администрировать такие таможенные пошлины будет очень сложно. Под них, к примеру, попадет индийский или китайский производитель кроссовок, поставляемых в США, который заплатит 100 процентов стоимости своего товара в американскую казну, и не попадет индийский или китайский нефтеперерабатывающий завод, производящий топливо из российской нефти, но реализующий его внутри своей страны.

По словам Симонова, тарифы, которыми угрожает США миру, будут иметь разрушительный характер не только для нефтяного рынка. Пострадает вся мировая экономика. И Трамп это понимает, его главное оружие - страх. За счет него он добивается своего, но реальные, уже введенные тарифы сильно отличаются от тех, которыми он угрожал.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 18.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное стратегическое целеполагание в нефтегазе
Нефтегазовый комплекс России оказался в зоне серьезной турбулентности. Санкции только усиливаются. США целенаправленно выдавливают российские углеводороды с мирового рынка, уже открыто предлагая приобретать вместо них добываемые в США нефть и газ. При этом никуда не делись давно диагностированные среднесрочные риски вроде ухудшения ресурсной базы и повышения себестоимости добычи. Все это требует серьезных, именно стратегических решений. Казалось бы, государство должно взять на себя функцию разработки четкого плана развития ТЭК в условиях санкционных ограничений. Собственно, как только началась СВО, Путин сразу же дал поручение подготовить новую версию Энергетической стратегии.
Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики