Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зачем Трамп пугает российских покупателей нефти

Зачем Трамп пугает российских покупателей нефти

Уже 8 августа Дональд Трамп может ввести самые жесткие санкции против российской нефти – запретить покупать ее другим странам. Это настолько серьезная по последствиям угроза, что рынки никак не могут в нее поверить. Речь идет фактически о полной остановке российского нефтяного экспорта. Согласятся ли на это Индия и Китай – крупнейшие покупатели нашей нефти?

Дональд Трамп в понедельник заявил, что дает России вместо 50 всего 10-12 дней на достижение соглашения с Украиной. Если мира не будет, он угрожает ввести вторичные санкции против нефтяного экспорта России. Крайний срок теперь – пятница, 8 августа.

Санкции предполагают 100-процентные пошлины для покупателей российской нефти, которые означают, по сути, остановку торговли. А главными покупателями нашей нефти являются Индия и Китай. Трамп ставит их перед выбором: либо торговля с США, либо закупка российской нефти.

Если Трамп не пойдет на попятную и реализует свои угрозы, первой может сдаться Индия, отказавшись от российской нефти. Хотя Дели очень возмущают действия Вашингтона.

Посол Индии в Великобритании Викрам Дораисвами обвинил Запад в политике двойных стандартов: они требуют отказаться от закупок нефти у РФ, но при этом сами продолжают закупать российские редкоземельные металлы. Более того, страны Запада, которые критикуют Индию за отношения с Россией, «для собственной выгоды» поддерживают отношения с государствами, которые для Нью-Дели являются «источником трудностей».

Примером таких двойных стандартов является давление США на ЕС с целью отказа от российского ядерного топлива, тогда как они сами покупают у РФ обогащенный уран, отмечает Владимир Седалищев, эксперт Фонда экономической политики.

Индийский посол жалуется: «Мы занимаем третье место в мире по потреблению энергии. Мы импортируем более 80% нашей продукции. Что вы предлагаете нам делать? Остановить экономику?».

Индия – крупнейший импортер российской морской нефти. В июне она покупала 1,5 млн баррелей в сутки. «Индия теряет очень многое. Она получает сверхприбыль за счет того, что покупает российскую нефть со скидкой, перерабатывает ее и экспортирует полученные нефтепродукты по рыночным ценам, в том числе в Евросоюз. И конечно, Индия не хочет терять эту прибыль», – говорит Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ).

«Россия продает Индии нефть за рупии, что поддерживает курс индийской валюты. В случае отказа от российской нефти придется покупать нефть за доллары США, что негативно отразится на состоянии индийского бюджета. Также Индии придется отказаться от российских инвестиций и выплачивать неустойки по действующим контрактам. «Роснефть», например, планирует инвестировать порядка 23 млрд долларов в приобретение индийских НПЗ и сети заправок», – отмечает главный экономист банка «Зенит» Марина Никишова.

Кроме того, большая часть оборудования индийских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) адаптирована под российскую нефть. «На нашу нефть приходится около 60% производственных мощностей индийских НПЗ. Для перехода на легкую ближневосточную нефть Индии придется модернизировать НПЗ, на что потребуются существенные инвестиции – более 5 млрд долларов, а также время – по различным оценкам, около двух-трех лет», – указывает Никишова.

Однако если Индия продолжит закупать российскую нефть в обход санкций США, ей придется столкнуться с потерей важного для нее торгового партнера.

«США – главный торговый партнер Индии. Оборот в 2024 году составил 129 млрд долларов. Экспорт индийских товаров в Америку в два раза превышает импорт американских в Индию. Россия в списке торговых партнеров Индии делит четвертое и пятое место с Саудовской Аравией.

Если США введут заградительные пошлины для индийских товаров, американский рынок окажется для них закрыт, и потери Нью-Дели окажутся значительно больше, чем в случае переплаты за нефть от поставщиков с Ближнего Востока. Поэтому риск отказа Индией от поставок углеводородов из России имеется», – говорит Никишова.

В конце концов Индия сможет постепенно заместить российскую нефть альтернативными источниками, как она это делала до 2022 года. А вот альтернативный рынок сбыта найти будет сложнее. При этом прямо сейчас США ведут с Индией тяжелые торговые переговоры – и обострять напряженность с Вашингтоном она вряд ли захочет.

При таком раскладе Россия будет терять около 1,2 млрд долларов в месяц, посчитала Никишова. Потому что отказ Индии закупать нашу нефть означает сокращение российского экспорта на 1,5 млн баррелей в сутки.

С Китаем, который в июне купил 2 млн баррелей российской нефти по морю и трубопроводам, экономическая ситуация похожая. Торговый оборот США и КНР в 2024 году составил 688 млрд долларов (это третье место по объемам взаимной торговли), из которых китайских товаров экспортируется в Америку почти на 525 млрд долларов. Торговый оборот Китая с Россией (это восьмое место) – 245 млрд долларов, импорт из России – 129 млрд долларов, в основном нефть, газ и уголь. Однако шансы, что Китай не станет плясать под дудку США и не откажется от российских углеводородов, значительно выше.

«Во-первых, Китай получает российскую нефть не только морем, но и по нефтепроводам (мощность 30 млн тонн в год) и через Казахстан и Узбекистан (около 10 млн тонн в год). Эти маршруты поставок очень выгодны Пекину, и нефть, прокачиваемая по ним, не попадает ни под какие санкции. Кроме того, Китай, в отличие от Индии, проводит независимую от США и ЕС политику, а также считает связи с Москвой стратегическими. Наконец, у КНР есть опыт в закупках санкционной иранской нефти в течение уже многих лет. Поэтому Китай вряд ли откажется от российской нефти», – считает Никишова.

В конце концов китайская экономика намного больше и сильнее индийской. «Хотя Индия и Китай имеют примерно одинаковое население в 1,4 млрд человек, в плане размеров экономики Китай больше в несколько раз, например, в терминах ВВП – в 4,5 раза. Доли же в мировой торговле этих стран отличаются еще больше: на Китай приходится около 15% мировой торговли, а на Индию – лишь около 2%. Поэтому возможности для ответа на недружественные действия США и их союзников у Индии в разы меньше», – отмечает Владимир Седалищев.

Пекин нашел уязвимое место США – редкоземельные металлы, и уже опробовал этот инструмент, причем Вашингтон сразу пошел навстречу. У Индии таких рычагов давления и защиты от США нет.

Хотя как в этой ситуации поведет себя Пекин, до конца тоже не ясно. Впрочем, и в угрозы Трампа пока верится с трудом. Возможно, из-за того, что слова американского президента про 50 дней не восприняли всерьез, он и сократил срок угрозы до 10-12 дней. После этого последовала реакция рынков: нефть подросла до 70 долларов за баррель.

Однако нет уверенности, что Трамп введет санкции в следующую пятницу, а если и введет, то именно такие жесткие.

«Сценарий отказа от российской нефти предполагает глобальный энергетический кризис, когда цены взлетят до трехзначных уровней из-за дефицита нефти. Потому что речь идет о том, что Россия не сможет продавать суммарно 6-7 млн баррелей нефти и нефтепродуктов. И Трамп понимает, что США сами от этого сильно пострадают, потому что являются страной нетто-импортером нефти.

Никто не заместит нас на мировом рынке за короткий период – значит, начнется глобальный энергокризис, от которого пострадают все: и Индия, и Китай, и Евросоюз, и США, потому что любая энергия станет слишком дорогой, а мировая экономика уйдет в рецессию», – говорит Игорь Юшков.

«Трамп панически боится существенного роста цен на нефть, который может привести к негативным последствиям в мировой и американской экономике. Угрозы Трампа могут серьезно нарушить мировые поставки нефти, учитывая, что в июне, по данным Международного энергетического агентства, Россия экспортировала 4,68 млн баррелей сырой нефти в день (около 4,5% мирового спроса), а также 2,5 млн баррелей нефтепродуктов в сутки. Введение вторичных пошлин против России может спровоцировать резкий скачок цен, который усилит инфляционное давление в США. Эти последствия способны удержать Трампа от подобных действий», – говорит Никишова.

В этой истории действительно нет хорошего результата, даже если Индия и Китай продолжат покупать российскую нефть, проигнорировав санкции США. В этом случае на их товары будут введены импортные пошлины, что приведет к сокращению торговли и экономики во всем мире. А это, в свою очередь, снизит спрос на энергию, в том числе на нефтепродукты и нефть, цены упадут, и доходы от экспорта нефти – тоже, говорит Юшков.

Единственный положительный сценарий – если США вообще не будут применять подобные вторичные санкции. И есть далеко не нулевая вероятность этого. Во-первых, Трамп уже не раз делал шаги назад. Во-вторых, пока все эти угрозы только вербальные, документального подтверждения готовящихся санкций нет. В-третьих, возможно, Трамп таким образом хочет ударить не по России, а напугать Дели и Пекин и усилить свои переговорные позиции в сложных торговых переговорах. С Японией и ЕС торговые соглашения уже удалось подписать, а с Индией и Китаем процесс тормозится.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 30.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное стратегическое целеполагание в нефтегазе
Нефтегазовый комплекс России оказался в зоне серьезной турбулентности. Санкции только усиливаются. США целенаправленно выдавливают российские углеводороды с мирового рынка, уже открыто предлагая приобретать вместо них добываемые в США нефть и газ. При этом никуда не делись давно диагностированные среднесрочные риски вроде ухудшения ресурсной базы и повышения себестоимости добычи. Все это требует серьезных, именно стратегических решений. Казалось бы, государство должно взять на себя функцию разработки четкого плана развития ТЭК в условиях санкционных ограничений. Собственно, как только началась СВО, Путин сразу же дал поручение подготовить новую версию Энергетической стратегии.
Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики