Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что стоит за поставками газа Азербайджана в Сирию через Турцию

Что стоит за поставками газа Азербайджана в Сирию через Турцию

Он на первых порах полностью покроет потребности местных электростанций

Азербайджан со 2 августа начал поставки своего природного газа в Сирию через территорию Турции при финансовой поддержке Катара. Церемония запуска газовой ветки, оператором которой стала компания British Petroleum (BP), прошла в приграничном с арабской республикой турецком городе Килисе. В ней приняли участие министр экономики Азербайджана и по совместительству председатель наблюдательного совета госкомпании SOCAR Микаил Джаббаров, министр энергетики Турции Алпарслан Байрактар, министр энергетики Сирии Мухаммед аль-Башир, а также глава катарского фонда развития (QFFD) Фахад Хамад Аль-Сулаити. «Проект имеет важное гуманитарное значение и способствует восстановлению сирийской экономики», – говорится в совместном заявлении, опубликованном на странице турецкого минэнерго в соцсети Х.

В то же время Джаббаров на своей странице в Х сообщил, что он также отдельно встретился с руководителем QFFD Аль-Сулаити и обменялся с ним мнениями относительно расширения экономического сотрудничества и продвижения совместных инициатив в сферах энергетики, торговли и инвестиций.

Поврежденный в результате гражданской войны в Сирии газопровод Килис – Алеппо был восстановлен при финансовой и организационной поддержке турецкой и катарской сторон в конце мая 2025 г. Впоследствии эту ветку планируется продлить еще до сирийского города Хомса, соединив ее таким образом с Арабским газопроводом (проходит по территории Иордании, Египта, Сирии и Ливана), писал TRT Haber.

На начальном этапе ежегодные поставки природного газа из Азербайджана в Сирию составят 1,2 млрд куб. м, но впоследствии азербайджанская госкомпания SOCAR планирует довести этот объем до 2 млрд куб. м, передает азербайджанское агентство «Азертадж». Топливо будет транспортироваться до сирийско-турецкой границы, затем поставляться на электростанции в сирийских провинциях Алеппо и Хомс, что позволит там производить электроэнергию до 1200–1300 МВт, заявил турецкий министр Байрактар.

По словам аль-Башира, азербайджанский газ позволит покрыть основные энергетические потребности пострадавших от гражданской войны районов на севере Сирии, а также увеличит выработку электроэнергии примерно до 900 МВт.

Состояние электроэнергетического сектора в Сирии

Энергетическая инфраструктура Сирии серьезно пострадала в ходе гражданской войны, начавшейся в 2011 г. Так, согласно данным Международного энергетического агентства, если в 2010 г. арабская республика вырабатывала более 46 400 ГВт ч, то через 12 лет этот объем уменьшился в более чем два раза. Тогда и сегодня почти вся электроэнергия в республике вырабатывается на ископаемом топливе (78% – нефть и 21% – газ). Как писало саудовское издание Al Majalla, на 2024 г. производственные мощности Сирии составляли 5500 МВт, но страна могла производить лишь 2000 МВт при спросе в 7000 МВт. В результате войны в стране также пострадала добыча полезных ископаемых. По оценкам BP и Energy Institute, производство природного газа сократилось с 8,7 млрд куб. м в 2011 г. до 3 млрд куб. м в 2023 г. Согласно данным Энергетического института, добыча нефти с 383 000 баррелей в сутки сократилась до 40 000, из них большинство месторождений находятся на неподконтрольных Дамаску территориях на северо-востоке страны.

Как сообщает пресс-служба QFFD, поставки азербайджанского газа в Сирию начались в рамках второго этапа ее энергетической поддержки, что позволит на 40% увеличить подачу электроэнергии (на 5 часов в сутки) для более чем 5 млн абонентов. Предыдущий этап стартовал в марте 2025 г. после подписания руководством катарского фонда и министерства энергетики Иордании соглашения. По нему Доха начала транспортировать «одобренный объем природного газа» в Дамаск через иорданский порт Акаба по Арабскому газопроводу. Катарский газ позволил сирийцам дополнительно увеличить выработку электроэнергии на 400 МВт, что увеличило «время работы в жизненно важных сферах с 16 до 24 часов в сутки». Общий вклад QFFD в энергетический сектор арабской республики составил более $760 млн, добавили в пресс-службе фонда.

Запуск азербайджанского газа по трубопроводу Килис – Алеппо произошел спустя почти месяц после посещения Баку сирийской делегации во главе с временным президентом Сирии Ахмедом аш-Шараа. По итогам этого визита 12 июля Джаббаров и аль-Башир подписали меморандум о поставках газа.

До этого в Дамаске 29 мая сирийское правительство подписало соглашение о стратегическом сотрудничестве с четырьмя энергетическими компаниями Катара, Турции и США стоимостью более $7 млрд. Документ предполагает строительство электростанций на газе общей установленной мощностью 4000 МВт в районах Трейфи, Зейзун, Дейр-эз-Зор и Михарде Сирии, а также солнечной электростанции 1000 МВт в районе Видьян аль-Рабия.

Азербайджан включился в проект энергетического снабжения Сирии под влиянием Турции – своего стратегического партнера и союзника, говорит президент Центра ближневосточных исследований Мурад Садыгзаде. По его мнению, участие азербайджанской госкомпании SOCAR в этой арабской республике носит имиджевый характер для нового сирийского режима, чтобы придать им дополнительную легитимность в глазах международного сообщества. «То есть говорить о каком-либо коммерческом интересе азербайджанской стороны не приходится. Хотя, безусловно, Баку получит деньги за предоставленную услугу от катарских и турецких спонсоров Дамаска», – добавил востоковед.

Баку так или иначе пытается совершить поворот на Ближний Восток с точки зрения диверсификации своей внешней политики, продолжает Садыгзаде. Но при этом азербайджанское руководство не собирается выстраивать тесные отношения с Дамаском по аналогии с Анкарой: в отличие от сирийцев азербайджанцы разделяют достаточно светские взгляды, а страна населена в основном шиитским большинством. «На текущем этапе двусторонние отношения ограничатся контактами в сфере экономики. Политически Баку, возможно, продолжит предоставлять свою площадку для нормализации сирийско-израильских отношений», – допустил эксперт.

Инвестиции Турции и Катара в сирийскую энергетическую инфраструктуру политически ангажированы и сделаны с целью укрепления нового режима в Дамаске, уверен ведущий эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. Во-первых, Анкара этими проектами желает обрести лояльность новых сирийских руководителей, укрепив тем самым свои позиции в Сирии. Во-вторых, турецкие власти заинтересованы в восстановлении хозяйства арабской республики, чтобы впоследствии сирийские беженцы могли из Турции вернуться в свои дома, отмечает эксперт.

В свою очередь, Катар с начала гражданской войны в Сирии поддерживал вооруженную оппозицию и не заинтересован в реванше политических сил прежнего режима, продолжает Юшков. При этом ради своих сирийских союзников Доха, несмотря на наличие больших ресурсов, не станет делать масштабные инвестиции в Сирии, считает эксперт. «Эти проекты сопряжены с большими экономическими рисками из-за внутренней нестабильности в Сирии. Кроме того, потенциальные покупатели в Европе не готовы покупать избыточные объемы катарских энергоресурсов через сирийскую территорию», – говорит Юшков.

Поставки азербайджанского газа на первых порах способны закрыть потребности сирийской энергетической системы в топливе. Более того, там возможно даже образование профицита электроэнергии на фоне выхода из строя многих промышленных предприятий, считает Юшков.

Автор: Нурлан Гасымов

источник: Взгляд, 04.08.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное стратегическое целеполагание в нефтегазе
Нефтегазовый комплекс России оказался в зоне серьезной турбулентности. Санкции только усиливаются. США целенаправленно выдавливают российские углеводороды с мирового рынка, уже открыто предлагая приобретать вместо них добываемые в США нефть и газ. При этом никуда не делись давно диагностированные среднесрочные риски вроде ухудшения ресурсной базы и повышения себестоимости добычи. Все это требует серьезных, именно стратегических решений. Казалось бы, государство должно взять на себя функцию разработки четкого плана развития ТЭК в условиях санкционных ограничений. Собственно, как только началась СВО, Путин сразу же дал поручение подготовить новую версию Энергетической стратегии.
Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики