Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Авария на «Кольской» - следствие стратегических ошибок

Авария на «Кольской» - следствие стратегических ошибок

Нефтегазовая отрасль нуждается в передышке, для инноваций ей не хватает средств 

История с аварией буровой платформы «Кольская», конечно, драматична. Но и весьма показательна.

За всеми воплями и визгами на тему ужасов «нефтегазовой иглы» стоит четкое противопоставление сырьевого комплекса и высоких технологий, инновационного развития. За всеми этими улюлюканьями мы забыли простые вещи.

Первое: на самом деле, современная нефтегазовая промышленность – это отрасль, которая как раз связана с серьезными технологическими задачами, это вовсе не примитивный способ извлечения нефти. Сейчас в России фонтанным способом – самым простым – добывается несколько процентов нефти. Т.е. это просто единичные случаи, и, если сегодня новое месторождение дает фонтанный приток – это настоящая сенсация, таких случаев, максимум, несколько в год по всей стране. И это очень сложная с технической точки зрения система. По большому счету, сегодня именно нефтегазовая промышленность может создавать в России реальный спрос на инновационные решения.

Неудивительно, что авария произошла на шельфовой платформе. Это общемировой тренд – добыча смещается с суши в море, причем, все дальше и дальше от суши на все большие глубины. К примеру, в Бразилии работы ведутся на глубине шельфа более пяти тысяч метров. И здесь мы опять оказались в серьезной ловушке, потому что смещение на шельф – это реальный тренд, который наиболее ощутим в последние десять лет. Мы же фактически пришли к тому, что у нас сейчас нефтегазовая промышленность во многом основана на советских наработках, в том числе на научных. А мы понимаем, что советская школа добычи прежде всего ориентировалась на добычу на суше. Все наши основные гиганты находятся на суше, шельфовые проекты были только, в основном, на Каспийском море. И те проекты, которые мы, к примеру, начали на Сахалине, реализовывались в постсоветское время и уже с участием иностранных компаний. Здесь наш потенциал оказался крайне ограниченным.

Кстати, и платформа «Кольская» произведена была вовсе не в России, а в Финляндии еще в 1985 г., хотя для нефтяной промышленности 25 лет – не такой большой срок. Да и самая, наверное, чудовищная авария в мировой нефтяной промышленности за последние несколько лет произошла тоже, как известно, на буровой платформе в Мексиканском заливе, что тоже, опять же, отражает современные реалии этой добычи.

Конечно, возникают вполне разумные и обоснованные вопросы: как эксплуатировалась платформа «Кольская»? Зачем в ситуации, когда вы эту платформу перевозили, т.е. она не вела бурение, на ней находились 67 человек? Надеюсь, что ответы мы получим и не будет так, как с расследованием аварии на Саяно-Шушенской станции, когда сперва опубликовали список виновных, вплоть до бывших министров энергетики, а в результате все свелось к назначению нескольких «стрелочников».

Но опять же, за всем этим, за потерянными человеческими жизнями стоит глобальный вопрос: ребята, вы все время говорите про сырьевую иглу, а она, на самом деле, находится в достаточно ржавом состоянии. Есть большие сомнения, что мы способны реагировать на современные вызовы. Отрасль, которая требует колоссального количества инноваций, сегодня оценивается как позор государства. Естественно, ей не хватает ни денег, ни возможностей для того, чтобы принимать инновационные решения. И можно принять еще хоть десять программ развития шельфа (сейчас просто эта тема актуальна и обсуждается), но, если мы не изменим принципиального отношения к нефтегазовой промышленности, будем по-прежнему сталкиваться вот с такими явлениями, когда, с одной стороны, надо кормить бюджет за счет нефтянки и поэтому облагать ее налогами и не оставлять ей денег на развитие, а потом будем удивляться, что у нас платформы заказываются в Финляндии, да еще и тонут они при транспортировке, унося с собой жизни наших сограждан.       

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Эксперт online, 20.12.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики