|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Ждать коллапса не стоит». Как вторичные тарифы Трампа могут ударить по Африке «Ждать коллапса не стоит». Как вторичные тарифы Трампа могут ударить по АфрикеАмериканский президент Дональд Трамп объявил, что 8 августа введет 100% вторичные пошлины против стран, закупающих нефть у России, если не будет прогресса по мирному урегулированию на Украине. Кроме тяжеловесных Индии, Китая или Турции, с проблемами могут столкнуться африканские страны, приобретающие отечественные углеводороды. «Африканская инициатива» рассказывает, чем грозит Африке очередной виток торговой войны. Ультиматум Трампа от 14 июля предусматривал 50 дней на прекращение российского-украинского конфликта, однако 29 июля глава США сократил срок до 10 дней, и введение пошлин сместилось на 8 августа. Новый ход Трампа ставит партнеров России перед выбором: отказаться от дешевой российской нефти, либо столкнуться с существенным ростом затрат на экспорт своих товаров в США. По данным S&P Global, с момента начала российского-украинского конфликта экспорт нефтепродуктов из России в Африку вырос в 14 раз в 2023 году, с 33 тыс баррелей до 420 тыс баррелей в сутки. Вся Африка принимает на себя 15% от совокупного экспорта российских нефти, газа и нефтепродуктов, согласно данным Управления энергетической информации (EIA) США. С 2013 по 2020 год на Африканский континент приходился лишь 1% поставок из России, но уже в 2023 году эта цифра возросла до примерно 8%. В 2023 году прогнозируемая цифра российского нефтяного экспорта в Африку составила 18-20 млн тонн, в то время как совокупный экспорт 234 млн тонн. Существенно увеличила закупки российских углеводородов Северная Африка. На этот регион приходится, по разным оценкам, 65-75%, сказал в беседе с АИ доктор экономических наук Института Африки РАН Андрей Федоров. Это касается и Туниса, и Египта, и Ливии, и Алжира, и Марокко. Например, Египет закупает у России мазут и дизельное топливо, и в последние годы объемы поставок значительно возросли из-за внутренних энергетических потребностей Каира. Только в июне 2025 года Каир получил 400 тыс тонн мазута. Россия нарастила и поставки в страны к югу от Сахары, например, в ЮАР, с которой сотрудничают «ЛУКОЙЛ» и «Газпром нефть». Нигерия увеличила импорт из РФ в пять раз. Кроме того, основными импортерами российской нефти и продуктов еe переработки стали Сенегал, Гана и Того. «Стратегическим рынком для РФ является рынок Азиатско-тихоокеанского региона, который в 2024 году приблизился к 65%. Африканский рынок важен России как замена европейскому и как динамично растущий рынок потребления углеводородов. По оценке ОПЕК африканский спрос на сырую нефть к 2045 году увеличится на 80%», — пояснил Федоров из Института Африки РАН. По словам эксперта Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, Ливия и Алжир закупают у России дисконтную сырую нефть для последующей переработки и продажи, например, в ЕС. Северная Африка с помощью российского сырья высвобождает свои объемы для более выгодной продажи. «Так они высвобождают объемы, которые они делают у себя, и их экспортируют в Евросоюз. И за счет разницы цен, за счет того, что наши нефтепродукты идут со скидкой, они свою продают по рыночной цене. Российские нефтепродукты тоже идут с небольшой, но скидкой. Таким образом, они (африканские страны — АИ) зарабатывают», — пояснил собеседник «АИ». Юшков объяснил, что африканские страны покупают мало российской нефти ради внутреннего потребления, и эти объемы непостоянны. Дело в том, что на континенте действуют колониальные порядки: почти нет собственной нефтепереработки, поэтому западные компании добывают и вывозят из Африки сырье. Переработанные продукты из РФ поступают, но редко и спорадически. К тому же, не все африканские государства способны рассчитаться за товар. К слову, ко временному падению российского экспорта также приводили атаки украинских дронов на НПЗ в РФ. Игорь Юшков полагает, что африканские страны более уязвимы перед давлением США и не смогут ему противостоять. Чтобы выдержать американские санкции, нужно уже длительное время находиться под ними. «Они все в одинаковом положении, слишком уязвимы, чтобы как-то пытаться противодействовать американским ограничениям. То есть это надо быть Китаем, чтобы иметь возможность игнорировать такие ограничения», — добавил собеседник АИ. В число тех, кто может отказаться от углеводородов РФ, входят и такие крупные страны БРИКС, как ЮАР и Египет. Эти две страны легко восполнят дефицит через других поставщиков. Доктор экономических наук Института Африки РАН Андрей Федоров считает, что, прежде всего, снизится экспорт в Северную Африку до досанкционных объемов 2022 года, так как ущерб от вторичных пошлин несопоставим с доходами от российских углеводородов. «Это приведет к появлению других кондуитных (промежуточных) стран в Африке к югу от Сахары, которые не сильно зависят от коллективного Запада во главе с США и смогут на определенный период стать «трубой», через которую пойдут российские углеводороды в Африку», — считает африканист. Он утверждает, что страны Африки с сильным руководством, которое связано с американскими элитами и “deep state”, с политико-экономическими козырями, всегда смогут договориться и найти баланс интересов даже при наличии такого «раздражителя» для запада как Российская Федерация. А при отсутствии хотя бы одного из ключевых факторов у африканских стран ситуация может развиваться по аналогии с недавней сделкой между Трампом и Евросоюзом. По его словам, не способная самостоятельно вести военное противостояние с Россией на Украине, но при этом заявившая о скорой победе, Европа заключила с США невыгодный и заведомо невыполнимый контракт в обмен на военную помощь и усиление давления на Москву, рассчитывая на принцип «начнем, а там посмотрим», что перекликается с русской поговоркой «война план покажет». Вероятно, что африканские страны при введении вторичных пошлин возьмут паузу и посмотрят, как будут вести себя крупные игроки вроде Китая, Индии, Турции или Бразилии. Они также будут наблюдать за реакцией США на действия перечисленных стран. Если выяснится, что торговля продолжается, то средние и мелкие игроки могут вернуться к российской нефти или адаптироваться к санкциям. Например, экспорт нефти из России в Северную Африку осуществляется морем. В порты южнее Сахары танкеры идут по длинному маршруту в обход Красного моря. При этом российской нефтью часто торгуют с участием судов под флагами третьих стран, чтобы обойти западные санкции. На теневой флот России в 2024 году пришелся 61% всего нефтяного экспорта, следует из доклада Центра исследований энергетики и чистого воздуха. Есть и риск того, что африканские страны подвергнутся демонстративному наказанию за закупку энергоносителей у России, полагает Федоров. Однако «кидать бумеранг” Америка не решится. Для коллективного Запада, экономика которого базируется на финансах и услугах, традиционно важнее «бумажная нефть», чем реальные поставки (бумажная нефть — продажа не самой нефти, а нефтяных контрактов, которая составляет примерно 93% денежного объема мирового рынка — “АИ”). «Последствия обрушения мирового финансового рынка нефтяных деривативов просто непредсказуемы», — считает Федоров. При этом, некоторым странам будет легко договориться с Вашингтоном. К примеру, у Ганы самая влиятельная африканская диаспора в США, которая гарантирует достижение баланса в переговорах с Америкой. Египет, ЮАР и Нигерия самые сильные экономики в Африке и наиболее зависимые от нефтегазового сотрудничества с Россией, имеющие на руках много козырей в переговорах с США. «Так что ждать коллапса российских поставок углеводородов в Африку, равно как и страновых вторичных санкции в отношении африканских стран, не стоит. Санкции могут быть точечными в отношении не играющих существенную роль на данном рынке нефтетрейдеров и физических лиц, главным образом имеющих российское гражданство», — считает эксперт. Численность ганской диаспоры в США на третьем месте (250 тыс человек — “АИ”), больше только у Эфиопии и Нигерии. Товарооборот США и Ганы в 2024 году составил 2,1 млрд долларов, из которых 1,2 млрд долларов приходится на экспорт из африканской страны в Америку. Импорт российской нефти в Гану в 2023 году составил почти 1 млрд долларов, что сопоставимо с американским экспортом, однако в 2024 году России не было в пятерке экспортеров в Гану, ее место заняла Великобритания. Что касается Египта, то США в 2024 году заняли 5,2% в структуре импорта этой страны, в то время, как Россия 1,4%. Товарооборот Каира и Вашингтона в 2024 году составил 8,6 млрд долларов, а РФ и Египта — примерно 6,6 млрд долларов. США стали вторым после Китая торговым партнером ЮАР в 2024 году, товарооборот Вашингтона и Претории достиг 8,2 млрд долларов. России нет ни в пятерке партнеров Южной Африки по импорту, ни в пятерке по экспорту. То же касается и Нигерии: РФ не входит в топ-10 по товарообороту с этой западноафриканской страной. Вместе с тем есть государства, где у России торговые позиции лучше, чем у США. Например, Сенегал, 8% экспорта товаров в это государство приходится на РФ (4-ое место после Нигерии), согласно статистике сенегальского «Центра передового опыта в национальной статистической системе» за май 2025 года. Таким образом, потенциальное введение вторичных пошлин со стороны США может нанести серьезный удар по африканскому рынку российской нефти. Однако, как и любые масштабные санкции, вторичные пошлины являются обоюдоострым оружием. С точки зрения Игоря Юшкова, «трудно себе представить», что тарифы будут введены, учитывая, что они нанесут ущерб самой Америке. Они могут привести к глобальному дефициту нефти, росту цены на топливо для американских потребителей, подорожанию большинства товаров, повышению процентной ставки в США, что противоречит внутригосударственным намерениям Трампа, а также его собственным словам о том, что он уронит цену нефти до 10 долларов. Автор: Александр Холодов Источник: Африканская инициатива, 07.08.2025 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Государственное стратегическое целеполагание в нефтегазеКлиматическая повестка в России в эпоху ТрампаНовые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|