Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: Мировой рынок не выдержит ухода нефти РФ и может привести к $150 за баррель

Игорь Юшков: Мировой рынок не выдержит ухода нефти РФ и может привести к $150 за баррель

США ввели дополнительные пошлины в размере 25% на товары из Индии в ответ на покупку ею нефти и нефтепродуктов РФ. В результате, общая ставка пошлин на импорт индийской продукции в США достигла 50%. Министерство иностранных дел Индии выразило протест, назвав эти действия несправедливыми и пообещало принять все необходимые меры для защиты национальных интересов.

Ситуацию Агентству нефтегазовой информации прокомментировал ведущий аналитик ФНЭБ, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков:

- Ситуацию стоит воспринимать прежде всего как давление США на Индию, а не напрямую на Россию. Если бы американцы действительно хотели отрезать РФ от доходов от экспорта нефти, они ввели бы прямые санкции, как это сделали с Ираном или Венесуэлой, запрещая покупку российской нефти. Вместо этого США выбрали инструмент импортных пошлин на товары стран, которые покупают российскую нефть.

То есть механизм давления направлен именно на страны-покупатели, а не на Россию напрямую. Причем пошлины вводятся выборочно. В указе, подписанном Дональдом Трампом в отношении Индии, «российская нефть» включает и сырую нефть, и нефтепродукты, то есть весь спектр углеводородов.

Известно, что крупнейшим покупателем российской нефти является Китай, затем Индия. Значимые объемы нефтепродуктов покупают Турция, Венгрия, Словакия, а также страны Юго-Восточной Азии, Япония, Южная Корея, Бразилия и некоторые африканские государства. Однако импортные пошлины введены только против Китая и Индии - тех стран, с которыми США сейчас ведут сложные переговоры.

Для США давление на Индию - это способ добиться выгодных торговых условий, заставить страну отказаться от российской нефти или согласиться на их требования. Но Индия разумно сопротивляется: Россия - один из крупнейших ее поставщиков, с объемом около 1,8 млн баррелей в сутки, что составляет примерно 40% всего импорта нефти в страну.

При этом Индия понимает, что отказ от нефти РФ не гарантирует ей выгодных условий с другими поставщиками. Даже если с нее снимут дополнительные 25%-ные пошлины, остается неопределенность: в документе США лишь расплывчато указывают, что Индия должна продемонстрировать желание сотрудничества, чтобы получить послабления.

Если Индия откажется от российского сырья, Россия вынуждена будет сократить добычу - рынок без нее не перекроется полностью, кроме Китая, другого крупного покупателя нет. Сокращение производства приведет к дефициту на мировом рынке и росту цен. В 2022 году при снижении добычи на 1 млн баррелей в сутки цена нефти поднималась до $120 за баррель. Сейчас угроза сокращения почти в 2 млн баррелей может привести к еще более серьезному росту цен, вплоть до $150 за баррель.

Именно поэтому Индия, вместо того чтобы покупать российскую нефть с хорошей скидкой, рискует столкнуться с покупкой значительно более дорогой нефти из других источников. Кроме того, США сами являются крупным импортером нефти, и рост цен негативно скажется на них тоже.

Это обстоятельство дает Индии основания рассчитывать, что США не станут полностью вводить эти повышенные пошлины, особенно учитывая, что введение пошлин отсрочено на 21 день. Именно поэтому Индии выгодно сопротивляться давлению и выстраивать коллективную позицию вместе с Китаем, который тоже заинтересован в противодействии США.

Если Индия сдастся сейчас, это создаст прецедент, который повлияет на позицию Китая и других ключевых игроков на рынке нефти.

Источник: Агентство нефтегазовой инорфмации, 08.08.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное стратегическое целеполагание в нефтегазе
Нефтегазовый комплекс России оказался в зоне серьезной турбулентности. Санкции только усиливаются. США целенаправленно выдавливают российские углеводороды с мирового рынка, уже открыто предлагая приобретать вместо них добываемые в США нефть и газ. При этом никуда не делись давно диагностированные среднесрочные риски вроде ухудшения ресурсной базы и повышения себестоимости добычи. Все это требует серьезных, именно стратегических решений. Казалось бы, государство должно взять на себя функцию разработки четкого плана развития ТЭК в условиях санкционных ограничений. Собственно, как только началась СВО, Путин сразу же дал поручение подготовить новую версию Энергетической стратегии.
Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики