Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Временные трудности. Почему в Крыму возник дефицит бензина АИ-95

Временные трудности. Почему в Крыму возник дефицит бензина АИ-95

Власти Крыма сообщили о трудностях с доставкой топлива на полуостров. Уже после того, как с крымских АЗС пропал бензин марки Аи-95. К тому же, в разгар сезона цены на бензин в регионе снова поползли вверх.

«Переправа, переправа...»

Ситуацию попытались объяснить в региональном министерстве топлива и энергетики. Там заявили о временных трудностях «с доставкой светлых нефтепродуктов» на полуостров через Керченский пролив.

«Одним из значительных факторов является график работы паромной переправы по погодным условиям, — пояснили в Минтопэнерго республики. — Доставленный объем светлых нефтепродуктов проходит ряд технологических мероприятий перед тем, как топливо будет доставлено в розничную сеть».

В ведомстве отметили-таки, что на некоторых автозаправочных станциях наблюдается отсутствие бензина марки Аи-95, однако уточнили, что «данный дефицит является незначительным по отношению к общим запасам топлива и количества АЗС».

«В ближайшее время, по мере развоза предприятиями-трейдерами по сети АЗС Республики Крым, необходимый объем автомобильного бензина марки Аи-95 будет восполнен», — заверили в профильном ведомстве.

В конце июля Правительство России распространило запрет на экспорт бензина на крупных производителей нефтепродуктов. Ограничения призваны сохранить стабильной ситуацию в период высокого спроса и сельскохозяйственных работ, они будут действовать до 31 августа включительно.

Кроме того, с 1 марта действует эмбарго на экспорт бензина из России для непроизводителей (трейдеров, нефтебаз и организаций с производственной мощностью менее одного миллиона тонн топлива в год).

Причины роста

Гендиректор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора Тамара Сафонова считает, что разница в цене на бензин в Крыму по сравнению с материковой частью России может быть связана «с ростом сезонного спроса, локальной нехваткой топлива на фоне сокращения его производства и проведения ремонтно-восстановительных работ на нефтеперерабатывающих заводах».

Также на стоимость влияет логистика, отметила эксперт в комментарии РИА Новости. Разница в цене на бензин в Крыму и на материковой части РФ учитывает затраты на транспортировку, которые зависят от вида перевозки морским, автомобильным или железнодорожным транспортом.

На сложную логистику и географическое положение Крыма как основные причины дороговизны топлива в Крыму указал и ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. Завозить нефтепродукты на полуостров, по его словам, гораздо сложнее, чем в другие регионы. 

Экономический аналитик, кандидат экономических наук Сергей Землячев в эфире радио «Спутник в Крыму» констатировал, что летом, в период курортного сезона и уборочной кампании, растет спрос на топливо, а соответственно, увеличивается его цена. Такая ситуация наблюдается каждый год.

«Кроме того, наши трейдеры, закупая топливо на бирже, закладывают в его цену инфляционные ожидания, — отметил он. — Предприятия все равно считают, что рост цен будет, и они стараются заложить эту компенсацию в ту цену, по которой они будут его приобретать. Это отражается на конечной стоимости продукта для потребителя».

На особом контроле

Эксперты единодушны во мнении, что административным воздействием проблему не решить. Например, эмбарго на экспорт бензина, к которому правительство прибегло в прошлом году для стабилизации цен на внутреннем рынке, носят, скорее, исключительный характер и вводятся на краткосрочный период. Жесткие же директивы властей не повышать цены на бензин приведут скорее к росту дефицита на топливном рынке, поясняют специалисты.

«Нужно развивать предприятия, которые занимаются полным циклом: и производством, и в то же время транспортировкой нефтепродуктов. В Краснодарском крае, Ростовской области такие предприятия есть, поэтому там стоимость бензина ниже. Нужно стимулировать развитие производства нефтепродуктов в Крыму, и это будет влиять на снижение цены», — уверен экономический аналитик, кандидат экономических наук Сергей Землячев.

Гендиректор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора Тамара Сафонова считает действенным механизмом формирования приемлемых для потребителя цен и сохранения эффективности работы нефтеперерабатывающих предприятий гибкую акцизную политику.

Что касается краткосрочной перспективы, то по традиции эксперты допускают, что рост стоимости бензина в Крыму может остановиться с окончанием курортного сезона. Также свою роль должно сыграть и снижение инфляционных ожиданий.

В Минэнерго РФ заявили, что разрабатывают дополнительное предложение для стабилизации цен на топливо в России. В ведомстве отметили, что в стране рынок нефтепродуктов всех видов и марок полностью обеспечен предложением, несмотря на высокий спрос, связанный с летним сезоном.

Также в министерстве сообщили, что рынок обеспечен предложением бензина, а выпадающие объемы производства из-за незапланированных ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах будут компенсированы в ближайшие дни. Кроме того, на некоторых заводах увеличивается объем первичной переработки нефти и выпуск топлива.

Ранее Минэнерго призвало участников топливного рынка соблюдать регулярность и равномерность продаж бензина на всех биржевых базисах для стабилизации цен.

«Бензиновый вопрос» власти Крыма держат на особом контроле. Еженедельно они вместе с представителями Министерства энергетики России участвуют в заседании штаба по топливообеспечению субъектов РФ, на котором поднимаются вопросы о сдерживании оптовой стоимости на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.

Автор: Алексей Вакуленко

Источник: АиФ Крым, 18.08.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное стратегическое целеполагание в нефтегазе
Нефтегазовый комплекс России оказался в зоне серьезной турбулентности. Санкции только усиливаются. США целенаправленно выдавливают российские углеводороды с мирового рынка, уже открыто предлагая приобретать вместо них добываемые в США нефть и газ. При этом никуда не делись давно диагностированные среднесрочные риски вроде ухудшения ресурсной базы и повышения себестоимости добычи. Все это требует серьезных, именно стратегических решений. Казалось бы, государство должно взять на себя функцию разработки четкого плана развития ТЭК в условиях санкционных ограничений. Собственно, как только началась СВО, Путин сразу же дал поручение подготовить новую версию Энергетической стратегии.
Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики