|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: 85-90% нефтяного экспорта РФ направляется в Индию и Китай Игорь Юшков: 85-90% нефтяного экспорта РФ направляется в Индию и КитайГлобальная трансформация энергетического сектора России стала одним из самых значимых экономических процессов последних лет. В условиях меняющегося мирового порядка страна вынуждена не просто адаптироваться к новым условиям, но и активно перестраивать всю систему экспортных поставок углеводородов. О том, как Россия переориентировала энергетические потоки, какие вызовы и перспективы открываются в новых условиях Агентству нефтегазовой информации рассказал ведущий аналитик ФНЭБ, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. - В современных условиях рынок сбыта российской нефти претерпел существенные изменения. Фактически единственным значимым направлением экспорта стали азиатские рынки. Поставки в Европу осуществляются исключительно через нефтепровод «Дружба», охватывая всего три страны, две из которых являются членами Евросоюза - это Венгрия и Словакия. Примечательно, что Сербия также получает российскую нефть через систему «Дружбы»: сначала сырье поступает в Венгрию, а затем транспортируется в Хорватию, откуда по существующим трубопроводам направляется в Сербию. Подавляющая часть российского нефтяного экспорта (около 85-90%) сейчас сконцентрирована на двух ключевых покупателях - Индии и Китае. Китай традиционно выступает в роли стабильного покупателя российской нефти, в то время как Индия, ранее не входившая даже в первую десятку импортеров, с 2022 года превратилась в крупнейшего приобретателя российской нефти, перевозимой морским путем. Успех Индии в качестве нового крупного покупателя обусловлен тем, что к 2022 году страна создала развитую инфраструктуру: на побережье было построено множество нефтеперерабатывающих заводов. До сотрудничества с Россией основным источником нефти для индийских НПЗ были страны Ближнего Востока, прежде всего Ирак, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Переработанное сырье частично направлялось на внутренний рынок, а значительная часть нефтепродуктов экспортировалась, что обеспечивало высокую рентабельность бизнеса. Российское сырье, поставляемое со скидкой, стало для индийских переработчиков источником дополнительной прибыли, от которой они не намерены отказываться. Это гарантирует сохранение высокого спроса на российскую нефть в долгосрочной перспективе. Что касается рынка нефтепродуктов, то здесь лидирующую позицию с существенным отрывом занимает Турция, преимущественно закупающая дизель и мазут. Существенными объемами российских нефтепродуктов также интересуются Бразилия, страны Ближнего Востока, включая Саудовскую Аравию и Объединённые Арабские Эмираты, которые в основном приобретают мазут. Китай и Индия также остаются активными покупателями. С точки зрения объемов продаж российская нефтяная отрасль не испытывает затруднений. Основной вопрос заключается в ценообразовании. На сырую нефть приходится предоставлять дисконт в размере примерно $10–$13 за баррель. Возможно некоторое увеличение этой скидки на фоне новых санкций, однако обычно она быстро возвращается в указанный диапазон. В отношении нефтепродуктов российские компании, как правило, предоставляют менее значительные скидки, хотя определенная ценовая корректировка все же присутствует. Ситуация на газовом рынке существенно отличается от нефтяного, что обусловлено спецификой транспортировки данного энергоресурса. Газовые поставки требуют развитой инфраструктуры - либо заводов по сжижению газа, либо разветвленной сети газопроводов. Именно поэтому переориентация газовых потоков оказалась значительно более сложной задачей по сравнению с нефтью и нефтепродуктами. В 2021 году объем экспорта трубопроводного газа из России в Европу достигал 150–160 млрд куб. м в год, сейчас этот показатель сократился примерно до 16–17 млрд куб. м. Невостребованные объемы, которые ранее направлялись в ЕС, фактически привели к снижению добычи, поскольку альтернативные пути сбыта оказались ограниченными. Позитивным моментом является планомерное увеличение поставок по газопроводу «Сила Сибири». В текущем году планируется достичь проектной мощности в 38 млрд куб. м, а возможно, даже превысить этот показатель. Начались также поставки в страны Центральной Азии - Узбекистан, а в перспективе ожидается начало отгрузок в Казахстан, хотя объемы здесь относительно невелики - несколько миллиардов кубометров. Ранее газовая логистика была выстроена максимально эффективно. Российский газ поступал как в европейские страны, так и в Китай. Государства ЕС в совокупности потребляли больше газа, чем Китай, при этом логистика была оптимизирована: поставки осуществлялись через порты Балтики и Новороссийска. Ситуация на нефтяном рынке также претерпела существенные изменения. До 2019 года Россия успешно заместила Венесуэлу как поставщика нефти и нефтепродуктов на американский рынок после введения санкций против Венесуэлы. Тогда рыночные отношения строились на экономической целесообразности, сейчас же они определяются политическими факторами, что приводит к снижению эффективности. В результате переориентации рынков мы вытеснили частично ближневосточную нефть в Индии, а они заняли нашу нишу в Европе. Эти изменения отражаются на конечных потребителях через повышение стоимости доставки, страхования и других сопутствующих расходов. В связи с этим приходится предоставлять дополнительные скидки на нефть. Наиболее выгодными направлениями поставок остаются Китай и Турция. В Китай продолжается трубопроводная транспортировка значительных объемов нефти (около 60 млн тонн), где действует эффективная формула ценообразования без существенных скидок. Морские поставки в другие регионы осуществляются со скидками, но это обусловлено рыночной конъюнктурой. Что касается газовых поставок в Китай, ситуация остается сложной. Переговоры по проекту «Сила Сибири - 2» затягиваются из-за сложностей в согласовании цен и формул ценообразования. Важно понимать, что условия, закрепленные в контрактах, будут действовать десятилетиями, поэтому стороны стремятся достичь максимально выгодных условий. Перспективы развития экспортных маршрутов в нефтяной сфере выглядят следующим образом: основными покупателями останутся Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии и Бразилия. Эти направления обеспечивают наиболее выгодные условия сбыта российской нефти в текущих условиях. Основные изменения стоит ожидать в газовом секторе. В случае урегулирования украинского конфликта возможно частичное возобновление поставок российского газа в Европу. Вероятно, речь не о полном восстановлении объемов, но часть газа может вернуться на европейский рынок, в том числе транзитом через Украину - этот маршрут может быстро восстановиться. Также остается газопровод «Северный поток-2», но он сильно политизирован. Вопрос в том, смогут ли европейские страны преодолеть нынешнее недоверие и наладить сотрудничество по этому проекту. Есть еще неповрежденный газопровод «Ямал-Европа», который идет через Белоруссию в Польшу и Германию. Однако польский участок является проблемным из-за негативного отношения Польши к России. После урегулирования конфликта неизвестно, захотят ли поляки продолжить выполнять роль транзитера. Если же поставки российского газа и нефти в Европу не восстановятся, основным направлением останутся азиатские рынки. По нефти мы уже ограничены квотами в рамках соглашения ОПЕК+, поэтому объемы остаются на текущем уровне. Ограничения введены не из-за санкций, а из-за договоренностей в ОПЕК+. В газовом секторе таких ограничений нет, поэтому главная надежда - договориться с Китаем о масштабных поставках по «Силе Сибири-2» - трубопроводу на 50 млрд куб. м в год. Плюс начиная с 2027 года запланированы поставки по дальневосточному маршруту - ответвлению газопровода «Сахалин - Хабаровск - Владивосток» в Приморском крае. Там объемы меньше - около 10 млрд куб. м в год. Контракт на эти поставки был подписан еще в 2022 году. Если контракт по «Силе Сибири-2» будет заключен сейчас, первый газ по этому маршруту можно ожидать примерно через пять лет. Причина в том, что необходимо построить российский участок газопровода, организовать транзит через Монголию и достроить китайский участок. Аналогичный проект — «Сила Сибири-1» - подписали в мае 2014 года и первый газ по нему пошел в декабре 2019 года. Правда, там дополнительно нужно было разрабатывать месторождения и создавать ресурсную базу. Сейчас ресурсная база готова, в основном надо строить инфраструктуру - магистральный газопровод и компрессорные станции. Тем не менее это займет около пяти лет. Источник: Агентство нефтегазовой информации, 19.08.2025 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Государственное стратегическое целеполагание в нефтегазеКлиматическая повестка в России в эпоху ТрампаНовые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|