Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Болгария отказалась платить России долги по проекту «Бургас — Александруполис»

Болгария отказалась платить России долги по проекту «Бургас — Александруполис»

Болгария заявила, что не заплатит России «ни единого лева» задолженности по проекту нефтепровода Бургас — Александруполис. Сумма невелика — 6,2 млн евро, но прецедент опасен, предупреждают эксперты. Если Москва даст слабину, София может отказаться платить и по проекту АЭС в Белене, а это сотни миллионов евро.

Болгария не намерена оплачивать понесенные Россией расходы по сорвавшемуся проекту нефтепровода Бургас — Александруполис. Об этом заявил во вторник болгарский премьер-министр Бойко Борисов.

О намерении взыскать долги с Болгарии, которая вышла из проекта после долгих сомнений, в понедельник заявил глава российского Минэнерго Сергей Шматко. Россия даст правовую оценку действиям Болгарии, а также проведет инвентаризацию затрат, которые были понесены хозяйствующими субъектами по проекту «Бургас — Александруполис», сообщил он. Суммы будут согласованы как с Болгарией, так и с Грецией, которая также участвует в проекте, добавил министр.

Ответ болгарская сторона дала на следующий день.

«Я уважаю господина Шматко, я желаю ему счастливого Рождества и Нового года, — цитирует Бойко Борисова болгарское информагентство BGNES. — Но мы не дадим ни единого лева за проект «Бургас — Александруполис».

Проект строительства трансбалканского нефтепровода осуществляется с 2007 года. За все это время Болгария не принимала участия в его финансировании. На начало декабря ее задолженность составляла 6,2 млн евро. Российская «Транснефть» в связи с этим пообещала заморозить проект до того момента, пока болгары не расплатятся. В начале декабря глава болгарского Минфина Симеон Дянков, а также министр экономики, энергетики и туризма Болгарии Трайчо Трайков заявили, что Болгария выходит из проекта. Причем тогда болгарские СМИ сообщали, что все задолженности будут оплачены.

«Нам сложно комментировать слова Борисова, – отмечает представитель «Транснефти» Игорь Демин. – Однако ранее на всех официальных переговорах Болгария признавала долг по проектированию (6,2 млн евро) и не отказывалась от оплаты. Болгары обещали заплатить и тогда, когда заявили о выходе из проекта».

Источник, близкий к «Транснефти» полагает, что Борисов мог иметь ввиду неустойки (например, по упущенной выгоде), которую Россия теоретически может потребовать от Болгарии. «Но российские акционеры «Бургас-Александруполиса» никаких неустоек требовать не собираются, такие условия не оговорены в соглашении», – говорит источник.

Но если Болгария откажется оплачивать ранее признанный долг, то это создаст опасный прецедент, предупреждают эксперты.

«Болгарские власти, вероятно, рассчитывают, что Россия не захочет конфликтовать как в связи с незначительностью суммы, так и в связи с тем, что Болгария интересна России как партнер по проекту газопровода «Южный поток», — комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Но ситуация, аналогичная проблеме с нефтепроводом Бургас — Александруполис, складывается с АЭС в болгарском городе Белене, которую строит российский «Атомстройэкспорт».

Российская компания летом 2011 годом потребовала от болгарской NEK оплатить проведенные работы (на тот момент сумма претензий составляла 58 млн евро). В ответ NEK заявила, что «Атомстройэкспорт» должен ей 60 млн евро за поставленное оборудование.

В настоящее время строительство заморожено, болгарские власти отложили решение по нему на март.

По оценке Симонова, в итоге сумма спора может составить несколько сот миллионов евро. «Это уже куда более серьезная сумма для Болгарии, — говорит эксперт. — И, отказываясь платить по Бургас — Александруполису, болгары пытаются создать прецедент».

Кроме того, если Россия даст слабину в случае с Болгарией, это осложнит ее дальнейшие переговоры с целым рядом стран — например, с Туркменией по поводу Транскаспийского газопровода, предупреждает эксперт.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 28.12.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики