Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Недвижимый газ Москвы и Киева (аудио)

Недвижимый газ Москвы и Киева (аудио)

Семнадцатого января впервые в новом году Россия и Украина вступили в газовый контакт. В единоборствах его еще называют фулл-контактом. Полным и жестким. Хотя скудная официальная информация после рабочей встречи в Москве министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Бойко и главы «Газпрома» Алексея Миллера была образцом дипломатичности.

Речь шла исключительно о дискуссиях в конструктивном русле и о следовании принципиальным договоренностям, достигнутым руководством двух стран. И это так и выглядело бы, если бы никто не знал, как оно на самом деле. Когда уже даже неспециалисты в курсе, дискуссия конструктивная — это только потому, что еще не рукопашная. А следование планам — это потому, что ходьба на месте — тоже движение.

Что не понятно до сих пор, так это то, что именно можно называть «принципиальными договоренностями, достигнутыми руководством», если, собственно, достижений, как не было, так и нет. Причем, судя по всему, в ближайшее время они и не предвидятся. Вот и Киев уже заявляет, что никуда не торопится, поскольку и 500 долларов за кубометр — для него проблема, но не трагедия.

Заметим, что чуть ли не в тот самый момент, когда политесом выверялись формулировки официального пресс-отчета о встрече Бойко и Миллера, премьер Азаров, будучи в Хмельницком, без всяких церемоний подтвердил отказ от выполнения контрактов. Украина, по его словам, действительно вопреки соглашению намерена значительно снизить закупки российского газа. И при этом Азаров опять грозил Москве международным судом. Иными словами, он ведет себя так, словно компромисс совсем не входит в планы Киева.

Эксперты между тем уже даже не рассматривают версии. Считают это занятие бессмысленным и бесперспективным. Во-первых, за время переговоров уже обсудили практически все. Во-вторых, это все сводится лишь к двум полярным посылам: Украина требует, как она ее называет, справедливой цены на газ; Москва считает, что на сегодняшний момент нет ничего справедливей контракта.

При этом Россия демонстрирует безусловную устойчивость собственной позиции: она готова заложить в долгосрочные газовые отношения интеграционный принцип. Это не совсем так, как с Минском. Скорее, белорусский вариант-лайт. Значительное понижение стоимости не за полный контроль над трубой, а за 50 процентов управления.

А вот Киев бросает то в жар, то в холод. Он может обнадежить отношения законопроектом об изменении статуса газотранспортной системы с целью передачи ее в аренду, и сам же отправить его в долгий ящик. Поскольку ожидания финала газовых переговоров (именно этим регионалы объяснили паузу) может находиться только там.

Он может заявить об отказе от европейской Энергетической хартии, которая якобы юридически препятствует ему поделить ГТС с «Газпромом», и сам же апеллировать к Европе и умолять ее о помощи и чуть ли не о давлении на Москву.

В чем Киев уверен, безусловно, так это в незыблемости собственной газотранспортной системы. Именно поэтому он считает, что все еще может играть и играть на трубе. Однако из песни слов не выкинешь. Ведь, «как ни играй, все играешь отбой».

По мнению большинства экспертов, пока Киев будет считать свою ГТС исторической недвижимостью, переговоры не сдвинутся с места. И пусть эта система на самом деле Украине представляется достоинством. Но продолжением достоинства, как сказал кто-то из древних, иногда являются недостатки.

Но Киев готов пылинки сдувать со своего раритета. Осталось только табличку поставить: «Руками не трогать». Тем более если это рука Москвы. А коль так, сказал Алексей Миллер, то место этому экспонату — в музее. Сказал, правда, еще до встречи с Юрием Бойко. Хотя и после нее, судя по всему, мало что изменилось.

Продолжит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Шейнкман: После очередных переговоров Миллера и Бойко ощущение такое, что Россия и Украина уже никогда не смогут договориться по газу. Как вы считаете, перспективы-то все-таки есть?

Симонов: На самом деле переговоры Миллера и Бойко, с одной стороны, закончились ничем. А с другой стороны, они очень напоминали переговоры прошлого года, когда каждую неделю Бойко прилетал в Москву и каждую неделю выходил релиз о том, что переговоры прошли в конструктивной обстановке. То есть, по крайней мере, нет никакого скандала на уровне личного общения Бойко и Миллера, хотя мы понимаем, что в конце декабря — начале января стороны обменялись очень такими зубодробительными ударами.

Напомним, что Украина в очередной раз заявила о сокращении закупок газа до 27 миллиардов кубов, что является прямым заявлением о том, что контракт будет нарушен. То есть я хочу сказать, что на фоне таких жестких заявлений, тем не менее, переговоры продолжаются. Это означает, что все-таки, несмотря на обмен ударами, стороны не отказываются от переговоров о судьбе ГТС. Такие жесткие заявления следует трактовать как попытку и Украины, и России улучшить, повысить свою переговорную позицию.

Именно поэтому я все-таки не могу согласиться, что переговоры Миллера и Бойко означают уже окончательный отказ от вхождения «Газпрома» в украинскую ГТС. Наоборот, я по-прежнему остаюсь, скорее, оптимистом, потому что для меня лично окончательным провалом переговоров по судьбе украинской ГТС будет следующее — когда «Газпром» и его партнеры по «Южному потоку» примут финальные инвестиционные решения по этому проекту (это может произойти в этом году), после чего «Газпром» скажет, что все переговоры по судьбе ГТС и скидках на газ завершаются.

Если мы принимаем инвестиционные решения по «Южному потоку», начинаем его строительство, после этого действительно переговоры о судьбе ГТС Украины являются абсолютно бессмысленными. Но все-таки пока этого не произошло. Поэтому сам факт того, что, еще раз говорю, после очень жестких заявлений стороны опять возвращаются к переговорам, которые хоть и не дают какого-то сиюминутного результата, тем не менее, идут, означает, что все-таки, мне кажется, сейчас есть принципиальное согласие Украины с тем, чтобы «Газпром» вошел в акционерный капитал ГТС. Просто стороны пока еще не договорились о цене, что и приводит к таким зачастую жестким высказываниям.

Автор: Михаил Шейнкман

Источник: Голос России, 18.01.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики