Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Транснефть» и «Зарубежнефть» могут объединить

«Транснефть» и «Зарубежнефть» могут объединить

Игорь Сечин поднял тему слияния «Транснефти» и «Зарубежнефти». Идея сложна для реализации, но может быть проработана, заметил вице-премьер. Экономического смысла в объединении компаний разного профиля инвесторы не видят: слияние может быть использовано для смены менеджмента трубопроводной монополии.

Вице-премьер Игорь Сечин во вторник заявил, что правительство готово проработать проект объединения госкомпаний «Транснефть» и «Зарубежнефть». В процессе, по словам Сечина, могут возникнуть сложности. В частности, вице-премьер отметил, что «Зарубежнефть» ведет добычу углеводородов, а «Транснефть», по уставу, занимается только транспортировкой.

«Этот вопрос каким-то образом надо будет урегулировать, – указал Сечин. – И если идти по пути реализации этого предложения, то второе: основной добычный актив «Зарубежнефти» находится во Вьетнаме. Как это связано с деятельностью «Транснефти», не очень понятно».

«Транснефть» – российская нефтепроводная монополия, занимающаяся исключительно строительством труб и прокачкой через них нефти и нефтепродуктов. «Зарубежнефть» ведет добычу во Вьетнаме, Индии и на Балканах, кроме того, она является оператором проекта «Харьяга», который реализуется на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) с французской Total.

Обе компании внесены в расширенный список приватизации государственных активов. Сечин ранее говорил, что приватизацию «Транснефти» следует отложить до 2013 года – только к этому времени стоимость компании можно будет адекватно оценить.

От приватизации «Зарубежнефти» вице-премьер предлагал вообще отказаться. По его словам, «Зарубежнефть» решает в том числе и государственные задачи и превращение компании в коммерческую структуру сделает это невозможным.

В «Транснефти» «Газете.Ru» рассказали, что идею о слиянии двух госкомпаний выдвигала замглавы Минэкономразвития Александра Левицкая в ходе одного из заседаний, посвященных приватизации госактивов. В МЭР предложение не прокомментировали.

«Мы бы хотели узнать, зачем нужно это объединение, – говорит представитель «Транснефти» Игорь Демин. – Идея не просто нереализуемая, это вообще из области фантастики».

По словам Демина, в компаниях слишком много несовместимого. Если «Транснефть» и «Зарубежнефть» объединят, придется не только переписывать устав нефтепроводной компании, но и принимать дополнительные парламентские законодательные акты. «Так было, например, в случае с поставками нефти в Китай – парламенту пришлось принимать дополнительный акт, чтобы нам было разрешено закупать нефть у «Роснефти» и продавать ее из трубы ВСТО («Транснефть» владеет трубопроводом «Восточная Сибирь – Тихий океан», по которому нефть поступает в КНР)», – рассказывает Демин.

В «Зарубежнефти» от комментариев отказались.

«С экономической точки зрения объединение «Транснефти» и «Зарубежнефти» абсолютно экономически нецелесообразно, – комментирует партнер Greenwich Capital Лев Сныков. – Слияние не даст синергии, так как компании работают в разных сферах».

Для приватизации госактивов слияние «Транснефти» и «Зарубежнефти» также смысла не имеет: по оценке Сныкова, оно не добавит объединенной компании стоимости.

Единственная возможная выгода от объединения – консолидация управления двумя крупными государственными компаниями. «Глава «Транснефти» Николай Токарев и еще ряд менеджеров трубопроводной монополии ранее работали в «Зарубежнефти», – напоминает Сныков.

«Специфика компаний абсолютно разная, – согласен аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Кокин. – Общего у них действительно только то, что ранее «Зарубежнефть» возглавлял президент «Транснефти». Но проводить слияние только для того, чтобы объединенная компания могла управлять трубопроводами и добывающими проектами (причем как в России, так и за рубежом), – идея достаточно нелепая».

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что целью объединения компаний может быть смена руководства в «Транснефти». «Как правило, после слияния меняется менеджмент, и я допускаю, что сейчас ведется скрытая борьба за кресло президента «Транснефти», – комментирует глава ФНЭБ.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 24.01.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики