Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вера в либеральные механизмы может дорого обойтись Литве

Вера в либеральные механизмы может дорого обойтись Литве

«Действительно, Третий энергетический пакет ЕС постепенно переходит в фазу практической реализации», — заявил 8 февраля корреспонденту ИА REGNUM генеральный директор Фонда национальной стратегической безопасности Константин Симонов, комментируя перспективу вступления в силу Третьего энергетического пакета Европейского союза и ситуацию, сложившуюся между «Газпромом» и литовскими властями.

«Литва, на мой взгляд, поступила самым глупым образом, потому что у нее была возможность не применять Третий энергопакет в самой жесткой форме по очень простой причине. Там есть определенные поблажки для стран, которые не включены в единое энергетическое пространство Европы. Прибалтика сама себя назвала энергетическим островом и активно на этой теме спекулирует. Тот факт, что Прибалтика, якобы является энергетическим островом, позволял ей не применять Третий энергопакет в самой жесткой форме. Единственная прибалтийская страна, которая решила сделать это официально, была Литва. Литва сама напросилась на конфликт», — заметил Симонов.

«Ситуация этой зимы очень четко показала, что вся эта философия, которая выстраивалась в последнее время Европейским союзом, не работает. Начиная с 2009 года прошло уже 3 года с того момента, когда европейцы сказали: «Мы построим абсолютно связанную друг с другом систему в Европе, газ будет перетекать из одного места в другое. Главное — отделить производителя газа от сетей. Мы построим подземные хранилища, у нас будет спотовый рынок, у нас будет приток СПГ». Где эта система? Как только ударили холода, они тут же стали строчить повышенные заявки в «Газпром», а «Газпром» всегда говорил: «Вы точно будете этот газ потреблять? Дайте нам гарантии, подпишите контракт», — отметил эксперт.

Говоря о действии Третьего энергетического пакета, Константин Симонов подчеркнул: «Эта зима показала, что с точки зрения Третьего пакета очень много вопросов у европейцев — нужен он или нет. Но Литва уже полезла в пекло и с гордостью начала Третий энергопакет применять. С Литвой история понятная. Она может поссориться с „Газпромом“, отнять у него Lietuvos dujos. А к чему это приведет? У Литвы газ другой появится? Эта логика — крайне странная. Литва собирается либерализовывать рынок, бороться с монополизмом при том, что на входе у нее никакого газа нет».

«Если „Газпрому“ останется 30%, и 30% останется у E.O.N Ruhrgas, ситуация не изменится. Применение Третьего пакета и жесткая война с „Газпромом“ приведет к одному — удорожанию газа для конечного потребителя в Литве. Больше никаких последствий не будет», — резюмировал Симонов.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, министр энергетики Литвы Арвидас Сякмокас заявил, что после разделения Lietuvos dujos (компания по распределию газа в Литве, принадлежащая «Газпрому» и на компании, которые будут независимо друг от друга поставлять и транспортировать газ, «Газпром» может рассчитывать на треть акций компаний, которые станут управлять магистральными газопроводами. «Пакет акций может быть достаточно большим — до 25% или даже 30%», — заявил министр.

Напомним, «Газпром» вместе со своим партнером, немецкой компанией Ruhrgas (E.ON Ruhrgas International) практически полностью владеет компанией Lietuvos dujos, являясь не только монопольным поставщиком газа, но и управляющим газотранспортной системой Литвы. Правительству Литвы принадлежит 17,7% акций Lietuvos dujos. Именно газотранспортную систему литовские власти фактически пытаются отобрать у «Газпрома» объясняя, что поставщик газа и оператор газотранспортной системы должны быть отделены друг от друга, как этого требует Третий энергетический пакет ЕС.

Источник: ИА REGNUM, 08.02.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики