|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть и газ дорого обходятся правительству Нефть и газ дорого обходятся правительствуСегодня в Москве будет обсуждаться совместный доклад Международного института устойчивого развития и российского отделения WWF, впервые дающий представление о прямой и косвенной бюджетной поддержке нефтегазового сектора в РФ. Его цель — оценить эффективность такой поддержки, исходя из принятых правительством РФ международных обязательств по устранению неэффективных субсидий. Из выявленных аналитиками 30 каналов господдержки отрасли количественная оценка представлена по 17 — она составляла $14,4 млрд в 2010 году, и лишь $1,1 млрд из нее направлялись на увеличение эффективности добычи. В 2010 году в рамках саммита G20 РФ взяла на себя часть международных обязательств по рационализации и устранению неэффективных энергетических субсидий (поддержаны и АТЭС). Причина в том, что такие субсидии способствуют снижению цен на энергоносители на мировом рынке и росту потребления ископаемого топлива, увеличивая экологическую нагрузку и искажая условия конкуренции с нетрадиционной энергетикой. Эти обязательства в том числе заложены в Энергетической стратегии РФ до 2030 года и Концепции Авторы исследования «Государственная поддержка добычи нефти и газа в России: какой ценой?» (есть в распоряжении «Ъ») отмечают, что «наработки в сфере мониторинга субсидий в РФ уже имеются у Минфина, Минэкономики, Минэнерго, ФТС и ФНС», и подчеркивают, что представленный ими доклад является вкладом «гражданского общества» в анализ поставленной проблемы. Международное энергетическое агентство (МЭА) оценило бюджетные субсидии на потребление электроэнергии и газа в РФ в 2010 году в $39,2 млрд (около 9% расходов бюджета 2010 года). Впрочем, Сергей Вакуленко из CERA заявлял «Ъ», что «МЭА не видит субсидирования потребления нефтепродуктов в РФ» — а его объем измеряется в «миллиардах долларов» и достигает «двузначной цифры» (см. «Ъ» от 6 октября 2011 года). Тогда же ОЭСР провела анализ прямых и косвенных субсидий на потребление и производство ископаемого топлива в 24 Помимо местных льгот авторы доклада обнаружили 30 каналов, по которым федеральный бюджет в 2009–2010 годах субсидировал добычу и транспортировку нефти и газа. Оценить «в деньгах» получилось лишь 17 из них — но и эта оценка впечатляет: в 2009 году объем федеральных субсидий оценивается в $8,1 млрд (4,2% стоимости всей добытой нефти и газа), а в 2010 году их объем за счет экспортных льгот на восточносибирскую нефть и новых налоговых каникул по НДПИ увеличился до $14,4 млрд (14,4% поступлений от отрасли в федеральный бюджет и 23% его расходов в 2010 году). Эта господдержка направлена на стимулирование экстенсивного развития отрасли (разработку новых месторождений). «Намного меньший объем льгот был предоставлен для повышения эффективности добычи на эксплуатируемых месторождениях»,- отмечают авторы исследования, замечая, что оценка ее эффективности «требует дополнительного подробного анализа». Аналитики подчеркивают, что в РФ (в отличие от той же Норвегии) есть большой потенциал повышения эффективности добычи углеводородов: повышение коэффициента извлечения нефти на 5% (с 37% до 42%) приведет к росту извлекаемых запасов более чем на 4 млрд тонн, что «намного больше, чем извлекаемые запасы многих отдельных месторождений нефти на неосвоенных территориях», а «снижение энергоемкости экономики способно высвободить не менее внушительные объемы углеводородов, которые могут быть отправлены на экспорт… без разработки новых месторождений»,- говорится в докладе. Оппонент доклада гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов заявил «Ъ», что подход авторов исследования фундаментально неверен Между тем авторы доклада последний тезис не оспаривают. «Посыл исследования в том, чтобы систематизировать и сделать публичной информацию о них с прицелом на анализ эффективности каждой из схем. Без стимулирования инвестиций в старые месторождения эффективность отрасли не поднимешь. Нужна открытая дискуссия о том, стоит ли распахивать Арктику под добычу нефти, если можно „дожать“ старые месторождения с гораздо меньшим риском для экосистем»,- заявила «Ъ» его автор Иветта Герасимчук. Автор: Алексей Шаповалов Источник: КоммерсантЪ, 20.02.2012 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|