Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть и газ дорого обходятся правительству

Нефть и газ дорого обходятся правительству

Сегодня в Москве будет обсуждаться совместный доклад Международного института устойчивого развития и российского отделения WWF, впервые дающий представление о прямой и косвенной бюджетной поддержке нефтегазового сектора в РФ. Его цель — оценить эффективность такой поддержки, исходя из принятых правительством РФ международных обязательств по устранению неэффективных субсидий. Из выявленных аналитиками 30 каналов господдержки отрасли количественная оценка представлена по 17 — она составляла $14,4 млрд в 2010 году, и лишь $1,1 млрд из нее направлялись на увеличение эффективности добычи.

В 2010 году в рамках саммита G20 РФ взяла на себя часть международных обязательств по рационализации и устранению неэффективных энергетических субсидий (поддержаны и АТЭС). Причина в том, что такие субсидии способствуют снижению цен на энергоносители на мировом рынке и росту потребления ископаемого топлива, увеличивая экологическую нагрузку и искажая условия конкуренции с нетрадиционной энергетикой. Эти обязательства в том числе заложены в Энергетической стратегии РФ до 2030 года и Концепции социально-экономического развития РФ до 2020 года, а их реализация предполагает выявление, анализ и полный пересмотр всех энергетических субсидий при особом внимании к субсидированию ископаемого топлива.

Авторы исследования «Государственная поддержка добычи нефти и газа в России: какой ценой?» (есть в распоряжении «Ъ») отмечают, что «наработки в сфере мониторинга субсидий в РФ уже имеются у Минфина, Минэкономики, Минэнерго, ФТС и ФНС», и подчеркивают, что представленный ими доклад является вкладом «гражданского общества» в анализ поставленной проблемы. Международное энергетическое агентство (МЭА) оценило бюджетные субсидии на потребление электроэнергии и газа в РФ в 2010 году в $39,2 млрд (около 9% расходов бюджета 2010 года). Впрочем, Сергей Вакуленко из CERA заявлял «Ъ», что «МЭА не видит субсидирования потребления нефтепродуктов в РФ» — а его объем измеряется в «миллиардах долларов» и достигает «двузначной цифры» (см. «Ъ» от 6 октября 2011 года). Тогда же ОЭСР провела анализ прямых и косвенных субсидий на потребление и производство ископаемого топлива в 24 странах-членах организации. Субсидии на производство оценивались в $60 млрд в 2009 году (например, в Канаде обнаружено 17 федеральных программ стоимостью $1,4 млрд, в Норвегии 9 программ на $6 млрд, в США — $5 млрд). Для РФ такая оценка проводилась впервые. Она основывается на методологии ОЭСР и соответствует соглашению по субсидиям и компенсационным мерам ВТО (подписано РФ в декабре 2011 года).

Помимо местных льгот авторы доклада обнаружили 30 каналов, по которым федеральный бюджет в 2009–2010 годах субсидировал добычу и транспортировку нефти и газа. Оценить «в деньгах» получилось лишь 17 из них — но и эта оценка впечатляет: в 2009 году объем федеральных субсидий оценивается в $8,1 млрд (4,2% стоимости всей добытой нефти и газа), а в 2010 году их объем за счет экспортных льгот на восточносибирскую нефть и новых налоговых каникул по НДПИ увеличился до $14,4 млрд (14,4% поступлений от отрасли в федеральный бюджет и 23% его расходов в 2010 году). Эта господдержка направлена на стимулирование экстенсивного развития отрасли (разработку новых месторождений). «Намного меньший объем льгот был предоставлен для повышения эффективности добычи на эксплуатируемых месторождениях»,- отмечают авторы исследования, замечая, что оценка ее эффективности «требует дополнительного подробного анализа».

Аналитики подчеркивают, что в РФ (в отличие от той же Норвегии) есть большой потенциал повышения эффективности добычи углеводородов: повышение коэффициента извлечения нефти на 5% (с 37% до 42%) приведет к росту извлекаемых запасов более чем на 4 млрд тонн, что «намного больше, чем извлекаемые запасы многих отдельных месторождений нефти на неосвоенных территориях», а «снижение энергоемкости экономики способно высвободить не менее внушительные объемы углеводородов, которые могут быть отправлены на экспорт… без разработки новых месторождений»,- говорится в докладе.

Оппонент доклада гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов заявил «Ъ», что подход авторов исследования фундаментально неверен из-за того, что «правительство создало неэффективную и неразумную систему налогообложения нефтегазового сектора» — именно сверхвысокие налоги на отрасль побуждают увеличивать господдержку. «Еще в докладах Германа Грефа, до того как он стал министром, полагалось, что увеличение налоговой нагрузки на сырьевиков позволит перераспределить инвестиции в пользу других отраслей, но этого не произошло»,- говорит он. «Если сравнивать налоговое окружение в сегменте upstream, то для российских нефтяников доля налогов в выручке составляет примерно 50–60% (для большинства мировых ВИНК средний уровень налоговой нагрузки к выручке составляет от 15% до 45%), поэтому ни о каких „сверхприбылях“ речи идти не может. Они в сравнении с мировыми мейджорами получаются, исходя из высокой эффективности нефтедобычи: в РФ — около $4,5 за баррель, для мировых majors — $8–12 за баррель»,- поддерживает его аналитик Номос-банка Денис Борисов.

Между тем авторы доклада последний тезис не оспаривают. «Посыл исследования в том, чтобы систематизировать и сделать публичной информацию о них с прицелом на анализ эффективности каждой из схем. Без стимулирования инвестиций в старые месторождения эффективность отрасли не поднимешь. Нужна открытая дискуссия о том, стоит ли распахивать Арктику под добычу нефти, если можно „дожать“ старые месторождения с гораздо меньшим риском для экосистем»,- заявила «Ъ» его автор Иветта Герасимчук.

Автор: Алексей Шаповалов

Источник: КоммерсантЪ, 20.02.2012

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики