Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > А если завтра война? «Иранская угроза» мировому рынку (видео)

А если завтра война? «Иранская угроза» мировому рынку (видео)

Иран договорился с Пакистаном о поставках сырой нефти в объеме 80 тысяч баррелей в год. Тегеран также выделит Исламабаду 250 млн долларов на строительство магистрального газопровода между двумя странами. Тендер на его постройку будет объявлен в понедельник 5 марта. Сделка состоялась вопреки уговорам США, которые призывали Пакистан не подписывать соглашение способное ослабить эффект действующих санкций. Мы решили проанализировать, что произойдет в случае, если Иран вообще перестанет поставлять нефть на мировой рынок.

120, 150 и даже 300 долларов за баррель — тысячи экспертов по всему миру пытаются угадать, сколько будет стоить нефть в случае, если Запад все же решится начать военную операцию против Ирана. При этом, большинство аналитиков склоняются к тому, что стоимость углеводородов резко подскочит. Например, по мнению Международного Валютного Фонда, баррель подорожает на 25–30%. Ну, а кое-кто поговаривает и о 50-процентной прибавки к цене. К голосу одиночек, считающих, что нефть и так торгуется с неплохой прибылью, практически никто не прислушивается. Несмотря даже на то, что ряд стран ОПЕК уже гарантировал, что дефицита ждать не стоит — квоты на добычу будут повышены.

СЕРГЕЙ ВАХРАМЕЕВ
СТАРШИЙ АНАЛИТИК ИФК «МЕТРОПОЛЬ»

«Я думаю, что если военные действия начнутся, то стоит ждать скачка цен. Причем довольно значительного. То есть минимум цены на нефть могут достигнуть 150 долларов, а максимум — 200 долларов за баррель»

И дело вовсе не в том, что одним источником нефти станет меньше. Куда страшнее то, что практически полностью под контролем Ирана находится Ормузский пролив — одна из ключевых транспортных артерий планеты.

КОНСТАНТИН СИМОНОВ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

«Мы должны понимать, что начало военный действий против Ирана связано с огромными рисками перекрытия Ормузского пролива. Если это произойдет, даже всего на несколько недель, это будет серьезной катастрофой для глобального рынка»

Значение пролива для мировой экономики переоценить довольно трудно: ежедневно из стран Персидского залива через Ормуз проходят 15 млн баррелей нефти. В случае, если он будет перекрыт, а для этого Ирану достаточно ракетным залпом или даже с помощью смертников уничтожить всего несколько танкеров, то страны Евросоюза моментально столкнутся с жесточайшим дефицитом углеводородов. А это может стать последним ударом по стагнирующей экономике региона. Прощай зона евро, прощайте последние надежды на оздоровление мировой финансовой системы. Сухопутные трубопроводы достаточного для стран ЕС количества нефти прокачать не могут. При этом, больше всех от войны в заливе пострадает самый слабый член Евросоюза — Греция. Именно она является главным в Старом свете покупателем иранской нефти

РУСТАМ ТАНКАЕВ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ИНФОТЭК-ТЕРМИНАЛ

«Для Греции углубление Иранского кризиса будет означать усугубление экономического кризиса. Неконтролируемое. То есть, фактически, это будет означать то, что Греция может впасть в состояние дефолта. Дефолт Греции приведет к распаду Еврозоны и падению евро»

Впрочем в любой игре, особенно столь масштабной, есть как проигравшие, так и победители. В числе последних, при любом сценарии развития иранского конфликта окажется Россия. Растущие цены на нефть — пожалуй главная надежда российской экономики и властей страны. В случае если за баррель начнут давать 150, а то и 200 долларов, они смогут с легкостью реализовать предвыборные обещания, которые будут стоить государственному бюджету почти 5 трлн рублей, что примерно равно 8% ВВП. При этом, об увеличении объемов добычи речь не идет. Российская нефтянка к этому не готова.

СЕРГЕЙ ВАХРАМЕЕВ
СТАРШИЙ АНАЛИТИК ИФК «МЕТРОПОЛЬ»

«Мы находимся в хорошем положении, поскольку котировки Urals привязаны к Brent\'у, а Brent сейчас торгуется с хорошей премией на WTI. В случае военных действий Brent будет гораздо выгоднее, а значит, наша нефтяная промышленность будет получать дополнительные доходы. Но повысить как-то объемы добычи нефти Россия не в состоянии, поскольку потолок добычи достигнут, и изменить уровень добычи, как Саудовская Аравия, мы не можем»

Впрочем, даже в случае, если конфликта удастся избежать, Россия все равно окажется в выигрыше. По прогнозам ряда экспертов, даже в случае, если на планете внезапно настанет мир, все позабудут о кризисах и войнах, нефть все равно продолжит расти крайне высокими темпами. Например, уже к 2020 году цена барреля Urals в отсутствии конфликтов, будет стоить 185 долларов. К 2030 — уже 233. Впрочем, о войнах человечество едва ли когда-нибудь забудет. Так что большинство политиков и участников отрасли действуют согласно максиме «надейся на лучшее, готовься к худшему». И речь идет не только о европейцах. Война в Иране сильно ударить по Китаю, с которым тот же ЕС связывает столько надежд. КНР — один из крупнейших покупателей иранской нефти. По мнению ряда аналитиков, найти другой источник углеводородов ему будет совсем непросто. Так что Народная республика наверняка использует все рычаги влияния на Запад. И ее голос будет услышан. С Китаем сегодня ругаться никому не хочется.

Авторы: Егор Хлыстов, Кирилл Токарев

Источник: РБК ТВ, 28.02.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики