Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия «промотала» свои нефтедоллары и возвращается в кризис

Россия «промотала» свои нефтедоллары и возвращается в кризис

Обильные нефтевливания пока что спасают Россию от кризиса; однако долго пролежать под этой «капельницей» смертельно больная экономика уже не сможет

В прошлых номерах «АиФ» рассказал о том, как мир загнал себя в долговую яму и что предпринимают правительства США и Европы, чтобы выкарабкаться из неё. В каком состоянии перед возможной новой волной экономического кризиса находится российская экономика?

Пойдём по миру?

На первый взгляд у нас всё не так плохо, как в ЕС и США. В 2011 г. рост экономики РФ составил 4,3%, уровень безработицы — 6,6%. У нас низкий госдолг (10,4% от ВВП), а объёмы золотовалютных резервов — на 3-м месте в мире. В отличие от Европы, где правительства урезают соцрасходы, наше их наращивает. Индексируются пенсии, подняли зарплату военным.

Однако вся эта относительная стабильность обеспечивается благодаря поступлениям неф­тедолларов в бюджет РФ.

— Как только цены на нефть пойдут вниз, для выполнения бюджетных обязательств нужно будет использовать средства Резервного фонда, — объясняет «АиФ» Валерий Миронов, главный экономист Центра развития Высшей школы экономики. — Но их даже на год не хватит. Поэтому придётся делать заимствования. Но где мы сможем столько занять и дадут ли нам в долг?

Получается, Россия сейчас в точно такой же ситуации, в какой была накануне кризиса 2008 г. Только зависимость от нефтяной иглы выросла ещё больше! В 2010 г. доля топливно-энергетического комплекса в экспорте составляла 67,6%, в 2011 г. — уже 69%, а доля сырьевых доходов в бюджете опять достигла 50%, как до кризиса.

Нефть за 300 долл.?

К счастью, предпосылок для резкого снижения цен на нефть на мировом рынке сейчас нет.

— Наоборот, ожидания военного конфликта в Иране и как следствие сокращения поставок нефти из этой страны толкают вверх цены на «чёрное золото», — рассказывает «АиФ» Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности. — По прогнозам глобальных инвестгрупп, в случае начала военной операции стоимость нефти может достичь планки 250-300 долл. за баррель (а для российского бюджета 100 долл. — уже комфортная цена). Но даже если ситуация с Ираном будет урегулирована дипломатически, существенного снижения цен на нефть вряд ли стоит ждать. США выгодно поддерживать их на высоком уровне: во-первых, для того чтобы начать разработку некогда «замороженных» шельфовых месторождений, во-вторых, чтобы затормозить темпы экономического роста Китая.

С одной стороны, огромные поступления нефтедолларов в бюджет пагубны для России, так как сильно расслабляют (зачем что-то менять, если денежки и так текут). С другой стороны, их грамотное использование может помочь слезть с нефтяной иглы.

— Главное — не наращивать вложения в американские ценные бумаги, как делали некогда, — предупреждает А. Пасечник. — В результате эти же деньги придут к нам в страну в качестве кредитов, но уже под более высокий процент. На мой взгляд, их можно было бы направить в агропромышленный комплекс. В результате мы бы и себя обеспечили качественными продуктами, а не генно-модифицированной заразой, которая импортируется в страну, и на мировой рынок смогли бы их поставлять. Главное — контролировать расходование средств, давать их не госкорпорациям, а напрямую производствам посредством кредитов.

— Уйти от сырьевой зависимости быстро не получится, — считает Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК, профессор Высшей школы экономики. — Дело в том, что в последние годы у нас активно строилась инфраструктура экономики сырьевого типа: все эти супергазопроводы и нефтепроводы. Деньги, вложенные в них, надо как-то окупать. А для этого надо добывать и продавать больше нефти. Замкнутый круг! США, кстати, в своё время поняли эту опасность, «заморозили» у себя ряд месторождений и стали импортировать нефть из Саудовской Аравии.

Для нас прекращение строительства новых «сырьепроводов» может тоже стать первым шагом ухода от экономики сырьевого типа. Параллельно нужно развивать инновационный сектор экономики. Но это не «Сколково» и не планшетные учебники. Инновационная экономика может развиваться только в условиях конкуренции, а у нас пока успех на рынке того или иного бизнеса зависит от дружбы с губернатором. О том, что именно чиновники мешают развитию конкуренции, свидетельствуют и данные Федеральной антимонопольной службы. 50-60% дел о нарушении закона о конкуренции возбуждается против органов власти. Так что второй шаг — это серьёзная административная реформа.

Автор: Виктория Гудкова

Источник: Аргументы и факты, 29.02.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики