Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина ищет какие-то непонятные пути и сама себя загоняет в тупик

Украина ищет какие-то непонятные пути и сама себя загоняет в тупик

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

- Дело в том, что Россия многократно делала Украине предложение реализовать сценарий, схожий с тем, что действует у нас с белорусской стороной – передача газотранспортных мощностей под контроль Газпрома в обмен на существенные скидки в ценообразовании на голубое топливо. Однако Украина все эти предложения, озвученные Владимиром Путиным не один год назад, отметает, придумывая различные поводы для затягивания и в определенной степени саботирования отношений.

В этом году на Украине парламентские выборы и вопрос газовый настолько политизирован, что так просто передать трубу, о которой рассказывали, что это национальное достояние сложно. Это выглядит не совсем уместным шагом в этом идеологическом тренде. Поэтому украинцы и затягивают разрешение этой проблемы.

Для России большого негатива нет. У России с каждым днем все более реальной становится ситуация, когда можно обходиться без транзитных мощностей Украины. Вторая ветка "Северного потока" будет запущена уже в конце этого года. На "Южный поток" уже никаких документарных ограничений не существует – турки последними выдали разрешение. Как известно, Дмитрий Медведев на встрече с Миллером сказал, что необходимо форсировать сроки строительства "Южного потока" и строить его с максимальной пропускной способностью – порядка 63 млрд. кубометров, а может быть даже и больше. Поэтому диверсификационные пути в перспективе у нас есть. Плюс с Белоруссией есть определенный потенциал развития газовой кооперации, в том числе и транзитной через "Белтрансгаз".

В целом позиция у России сейчас выигрышная. Существует долгосрочный контракт – действующий и абсолютно легитимный. Для Украины ставить его под сомнение – это значит ополчить против себя не только Россию, но и Европу. Создание конфликтных прецедентных ситуаций уже невозможно. В виду того, что контракт есть, и все спорные моменты могут решаться только в международных арбитражах.

У Украины по большому счету выхода нет – они ищут какие-то непонятные пути, например, реверсный режим работы газотранспортной системы, то есть поставки спотового газа из Европы. Но там такие слабые договоренности с немцами, которые исчисляются процентами от совокупной потребности. Это такие смешные объемы, что и диверсификацией это не назовешь. В экономическом плане при таком раскладе ничего не выгадать.

Этот пункт закона /запрещающий аренду и приватизацию ГТС/ едва ли можно воспринимать категорично. Считаю, что украинцы еще десять раз передумать могут и не один раз все пересмотреть. Пути для пересмотра можно искать, но тут возникает вопрос – а так ли уж нужен России этот консорциум. Время упущено, пусть не фатально, но уже близко к точке невозврата. Как только будет положена первая труба "Южного потока", то можно переговоры с Украиной по газу можно заканчивать.

Поэтому сейчас выигрышная позиция у Газпрома. Украине все сложнее платить за газ – конъюнктура высокая. На рынке газ стоит уже более 400 долларов за тысячу кубометров. Киев прибегает в этой ситуации к таким непопулярным мерам как привлечение кредитов от российского Газпромбанка, чтобы расплатиться с Газпромом за поставленный в предыдущем месяце газ. С каждым разом им все сложнее это делать – дефицит бюджетный все более очевиден. Таким образом Украина загоняет себя в тупик. У нее есть риск деиндустриализации экономики.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 16.03.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики