Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сырьевые грабли

Сырьевые грабли

Новое правительство в любом своем составе столкнется с огромным количеством проблем, решение которых не вполне проглядывается. Возьмем любимый вопрос — о тупиковости сырьевой модели развития и необходимости построения альтернативной инновационной экономики. Фигура будущего премьера позволяет предположить, что этот подход сохранится. Да и избранный президент писал о налоговом маневре, а именно о росте налогов на сырьевой комплекс и снижении фискальных сборов с отраслей с подозрением на инновационность.

Может, кто-то забыл, что перед первым президентским сроком Путина была подготовлена программа среднесрочного экономического развития страны, где написано было ровно то же самое. Ее авторы придумали своеобразный закон постоянства инвестиций в Россию. Из которого следовало: если инвесторам поставить барьеры для вложений в добычу углеводородов, то они от обреченности начнут инвестировать в обрабатывающую промышленность — видимо, в производство роботов в Якутии или компьютеров на полуострове Ямал. То, что в глобальном мире даже у российских инвесторов есть другие возможности, вероятно, в голову не приходило.

Что мы получили? Сборы с нефтегазовых компаний в последние годы растут стремительно при одновременном резком увеличении инвестиций. Конечно, никто не спорит, что есть варианты оптимизации внутренних издержек, есть в отрасли и воровство, и коррупция. Но это не снимает вопроса о том, не перегнет ли новый кабмин палку с ростом налогов на нефтегазовый комплекс, подгоняемый наделанными социальными обещаниями. Нефтяная промышленность уже вышла на рост в пределах статистической погрешности. Обратите внимание, что Путин в 2011 г. трижды публично сказал о том, что по нефти мы вышли «на полку». Естественно, это подается как заранее продуманная мудрая политика.

Никто не против диверсификации. Вопрос в том, обязательным ли условием для этого является развал сырьевого сектора. Тем более что противопоставление экономики сырьевой и инновационной во многом мифологизировано. Только в последние несколько месяцев мне довелось выступать в разных местах, объединенных пониманием нефтегазовой промышленности как шанса, а не проклятья. Две сланцевые скважины в Польше называют не иначе, как факел надежды. На новые рабочие места, на развитие целой индустрии по производству буровых установок. И хотя вопрос о добыче сланца в ЕС не так однозначен, подход показателен. На Кипре найдены очень непростые с политической и геологической точки зрения месторождения — но остров, уже достигший предела в развитии туризма и офшорных услуг, цепляется за эту возможность. Штат Пенсильвания проделал интересную эволюцию. Именно там была пробурена первая промышленная нефтяная скважина, потом развитие получила сталелитейная индустрия. Затем обвал, из которого вытянул стремительно развившийся образовательный кластер (о чем мы как раз мечтаем). Но когда стали добывать сланец, никто не испугался пути назад, в проклятое сырьевое прошлое. Так что есть над чем задуматься и нам.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: Ведомости, 27.03.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики