|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Наступит час угля Наступит час угляПо итогам 2011 года добыча угля в России выросла до 334,7 млн тонн, отгрузка — до 308,7 млн тонн, экспорт — до 104,7 млн тонн. По словам руководителя отдела стратегических исследований Института проблем естественных монополий Александра Григорьева, 2011 год был весьма благоприятен для угольной промышленности в плане ценовой конъюнктуры. Эффект от наводнения в Австралии и связанный с этим дефицит угля и рост цен на мировом рынке в сегменте коксующихся углей можно было наблюдать на протяжении всего года. Цены на рядовой уголь по итогам 2011 года выросли более чем в 1,2 раза. Неудивительно, что отрасль продемонстрировала хороший финансовый результат: прибыль составила 122 млрд руб., что примерно в 1,5 раза больше, чем годом ранее. Несмотря на неплохие результаты, эксперты говорят о довольно плачевном состоянии отрасли, прежде всего потому, что износ основных фондов составляет 70–75%. В конце января В рамках совершенствования По мнению аналитика компании «Инвесткафе» Павла Емельянова, главная цель программы — серьезная модернизация и оптимизация работы отрасли, в частности, обновление основных фондов, процент износа которых должен быть снижен до 20% к 2030 году. Планируется также увеличить пропускную способность железных дорог со стороны Кузбасса в направлениях Черного, Баренцева и Балтийского морей, а также обеспечить развитие БАМа и железнодорожного узла в этом важнейшем угольном регионе. Павел Емельянов считает, что принятый проект невероятно амбициозен: выделяемая на него сумма выглядит крайне высокой и предполагает средний уровень затрат в размере 205 млрд рублей в год. При этом, согласно планам, произойдет увеличение объемов добычи угля с 336,1 млн тонн в 2011 году до 430 млн тонн (в 2010 году было добыто 323 млн тонн), то есть на 28% за 18 лет. Но главное пока не рост, а обновление фондов, которые в дальнейшем могут дать более высокие результаты. Принятая программа рассчитана на 18 лет, и сразу никто не требует от частных инвесторов всех заявленных средств. «Все будет происходить постепенно. Не исключено, что за время выполнения программы многие ее параметры могут быть откорректированы, в том числе и объем инвестиций частного бизнеса. И, наконец, не стоит забывать, что расходы государства будут гораздо больше, но они будут косвенными, то есть проходить по другим статьям бюджета, — отмечает ведущий эксперт УК „Финам Менеджмент“ Дмитрий Баранов. — Например, строительство новой ветки железной дороги Проблем на пути реализации программы может быть много, считает аналитик. Последние годы в российской энергетике наблюдается довольно противоречивая тенденция: несмотря на то что в стратегических документах по развитию отрасли речь идет о сокращении числа газовых теплоэлектростанций, практически все новые объекты используют именно «голубое топливо». С одной стороны, ТЭС на газе обходятся дешевле, и эксплуатировать их проще, чем станции на угле, опять же срабатывают соображения экологии, но, с другой стороны, газ является ценным химическим сырьем, и сжигать его в котлах, а не перерабатывать нецелесообразно с точки зрения экономики. Поэтому в Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года речь идет о том, что «доля электростанций, использующих газ, будет неуклонно сокращаться, при этом стремительно возрастет роль современных парогазовых и газотурбинных технологий». А в энергетической стратегии России до 2030 года содержится прогноз, согласно которому к 2030 году «доля угля в потреблении топлива тепловыми электростанциями увеличится соответственно с 26 до 34–36%, а доля газа, наоборот, снизится с 70 до 60–62%». На практике пока дела обстоят совершенно Эксперты говорят, что использование угля в энергетике связано с большими неудобствами. Электростанции строятся под конкретную марку топлива, добываемого на конкретном месторождении. Поменять ее на другую — дорого и хлопотно. Например, нужно менять и перенастраивать оборудование теплоэлектростанции. С газом таких проблем не возникает — по своей природе это стандартизированное топливо, у кого его ни покупай. ФАС и минэнерго предлагают способы снизить цены на уголь. Например, можно попытаться убрать посредников и заключать прямые договоры с угольщиками с обязательной регистрацией контрактов на бирже. Но насколько это может снизить цены, непонятно. Кроме того, ведомства хотят рекомендовать российским регионам по максимуму использовать уголь и другие виды топлива (например, торф) на местных электростанциях и в коммунальной сфере. А в это время покупатели угля прикладывают все усилия, чтобы перейти на газ. Даже в Кузбассе, где и добывают большую часть энергетических углей. Эксперты не уверены, что стоит изобретать способы, чтобы нарастить потребление угля. «Газовой генерации в России не так уж и много. Ее доля составляет 40–45%. Остальное — уголь и мазут, — говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Но если посмотреть на вопрос со стороны и непредвзято, то топить газом разумно. По мнению аналитика ИФК «Солид» Елены Юшковой, несмотря на стратегическое значение угля, в нашей стране пока отсутствуют экономические условия для рентабельной работы предприятий угольной отрасли. Государство, устанавливая для российских потребителей заниженные цены на газ, искусственно усиливает экономическую мотивацию потребителей к предпочтительному использованию газового топлива. В результате спрос потребителей на уголь непрерывно снижается. Однако благодаря росту мирового спроса на топливные ресурсы, в том числе на уголь, перед российскими угольными компаниями открывается все больше возможностей по повышению своей рентабельности посредством экспортных поставок. Продажа российского угля за рубеж обеспечивает отечественным поставщикам получение удвоенного дохода по сравнению с внутрироссийскими поставками, что дает возможность отрасли развиваться более эффективно. Такая ситуация сохранится еще как минимум ближайшие 10–15 лет, так как в течение этого времени мировой спрос на уголь будет расти. Существенным фактором, оказывающим негативное влияние на экономическую эффективность угледобывающего производства, является чрезмерно высокий уровень железнодорожных тарифов на перевозку угля его потребителям, считает Юшкова. Автор: Андрей Евпланов Источник: Российская газета, 03.04.2012 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|