|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Прайс замедленного действия Прайс замедленного действияВ марте отраслевые эксперты практически единогласно прогнозировали, что сразу после президентских выборов в России цены на бензин поднимутся. Выборы прошли месяц назад. Цены остались прежними. Чего же ждут нефтяные компании? Эксперты рынка предполагают, что условные договоренности правительства с нефтяниками сохраняются, все более натягивая и без того тугую тетиву во взаимоотношениях между производителями, потребителями и правительством. Топливный рынок ждет сигнала «сверху» В январе министр энергетики РФ Сергей Шматко заявил о достижении договоренности с нефтяными компаниями о «заморозке» цен на бензин в предвыборный период. Нефтяники пообещали министру сохранить цены на уровне декабря 2011 года, несмотря на новогоднее повышение акцизов. Шматко особо подчеркнул, что требование о стабилизации розничных цен на топливо распространяется не только на Нефтяники сдержали слово — в январе—феврале график розничных цен на бензин представлял собой горизонтальную линию. Источник в руководстве нефтяных компаний сообщил, что потери от «принудительной заморозки» цен на фоне роста акцизов и цены на нефть только за январь и февраль 2012 года составили у разных российских компаний от 3 до 5,5 млрд рублей. Вместе с тем, ни в марте, ни даже в апреле не произошел ожидаемый скачок цен на бензин. Объективные факторы для роста цен на нефтепродукты заметны невооруженным взглядом. Мировые котировки нефтяных фьючерсов растут, увлекая за собой внутренние цены на сырую нефть. С 1 января акцизы на бензин и дизельное топливо в России выросли на 29–32,6% по сравнению с прошлым годом. Рыночную тенденцию демонстрируют биржевые цены, на которые не распространяется решение о «заморозке». С начала года индекс СПбМТСБ по бензину Разгадка заключается в том, что топливный рынок в РФ до сих пор регулируется отнюдь не рыночными методами, а в полном смысле слова вручную — согласно текущему политическому заказу и действующей конъюнктуре. По словам председателя правления Другими словами, на сегодня рынок пока стоит по стойке «смирно», но дождется ли он команды «вольно», остается только гадать. Кризис на ровном месте «Я полагаю, что цены на бензин действительно продолжают оставаться замороженными по поручению власти, и такая ситуация сохранится до новой важной политической даты — 7 мая, инаугурации президента, которая должна пройти в комфортной обстановке. Однако такая политика представляется сомнительной — хотя бы потому, что рынок не демонстрирует никаких объективных факторов для стабильности цен на топливо, кроме искусственно навязанных ему. Поэтому скачок цен во второй половине мая, после „разморозки“, представляется неизбежным, но он будет не растянутым по времени, а весьма резким», — считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Он уверен, что россияне негативно воспримут такой рост цен. «И протестовать будет как раз наиболее активная часть электората — жители крупных городов, автовладельцы. Появится лишний фактор нестабильности, который, полагаю, не преминут разыграть различного рода оппозиционные движения вроде „белых ленточек“. Оправдано ли закладывать подобную „бомбу замедленного действия“ под первые 100 дней работы нового президента России, сказать трудно. Но в том, что она сработает, сомнений нет», — утверждает Константин Симонов. В свою очередь генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин также считает, что дальнейшее искусственное сдерживание розничных цен на нефтепродукты приведет к их взрывному росту, что «несомненно негативно отразится на отношениях автовладельцев и к нефтяным компаниям, и к государству.» При этом, по его словам, в дальнейшем ответственность за очередной топливный кризис будет возложена на крупные нефтяные компании, что опять отразится на инвестиционном климате, а проблему взаимоотношений власти, бизнеса и населения только обострит в очередной раз. «То есть получится такой кризис на ровном месте, спровоцированный ради тактических, сиюминутных интересов», — утверждает политолог. Он уверен, что с экономической точки зрения административное давление на рынок существенно снижает и сводит фактически к нулю прибыльность топливного рынка в самом конечном и самом чувствительном его звене — розничной торговле. В первую очередь разорятся и уйдут с рынка мелкие независимые игроки. По данным независимых участников рынка, уже многие АЗС выставлены на продажу, а новые хозяева не спешат идти на этот рынок. Что будет с рынком, если Было бы очень обидно, и для потребителей в первую очередь, выдерживать последние несколько лет рост цен на бензин, финансируя улучшение качества топлива и возможность введения европейского техрегламента, а в конце получить на АЗС услуги и качество на уровне «лихих» Автор: Сергей Савчук Источник: Interfax-Russia.ru, 09.04.2012 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|