Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин в Европе дорожает из-за санкций против Ирана (аудио)

Бензин в Европе дорожает из-за санкций против Ирана (аудио)

Евросоюз вводит запрет на покупку иранской нефти с 1 июля. Но Тегеран играет на опережение. Вслед за Францией и Великобританией в ближайшие дни будут прекращены поставки топлива еще в несколько стран ЕС. Создание запасов нефти в этих государствах до введения эмбарго окажется под вопросом

Еще несколько месяцев назад, сразу после известия о намерении ЕС прекратить покупку иранской нефти, в Тегеране решили не медлить и превентивно остановить ее экспорт в две европейские страны. Этот список постепенно расширяется. Министр нефти Исламской Республики Ростам Гасеми заявил, что его государство абсолютно не беспокоится по поводу введения санкций со стороны Европы. По поставкам сырья среди членов Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) Иран уступает только Саудовской Аравии.

На долю ЕС приходится около 20% иранского экспорта черного золота: это почти 30 миллионов тонн. Крупнейшими же его потребителями остаются Китай, Южная Корея, Индия и Япония. А они, в отличие от США и Европы, никаких запретов в отношении Тегерана применять не намерены.

Глава российской компании «Транснефть» Николай Токарев считает, что эмбарго на иранскую нефть для ЕС — это «харакири». Перенаправить на европейский рынок такое количество сырья или резко нарастить собственную добычу просто невозможно.

Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что ЕС »впутывается в тяжелую историю». «Закрыть полностью объемы иранских поставок будет очень сложно, — пояснил он. — Тем более что они не распределены равномерно по Европе, а приходятся на ряд известных стран, где их доля превышает 30%. Это Греция, Италия, Испания — юг Европы, который и так больше всех поражен кризисом. И он оказывается под дополнительным ударом.

На что рассчитывает Европа? На Саудовскую Аравию, что она резко увеличит объемы производства и закроет эту нишу. Но у Ирана есть возможность вообще перекрыть Ормузский пролив, и тогда нефть из Саудовской Аравии на мировой рынок попадать не будет, так же как и сжиженный газ из Катара».

А вот Иран может компенсировать потери от прекращения поставок в ЕС за счет Китая и других стран, отметил эксперт Сергей Пикин.

«Китай — один из крупнейших потребителей нефти и газа. При желании китайская сторона могла бы „выбрать“ те объемы, которые могут быть не поставлены в Евросоюз. Конечно, надо понимать, что со стороны мирового сообщества, ЕС и США будет оказываться давление на Китай. Но он, как правило, отыгрывает собственную независимую внешнюю политику».

Европа вслед за США становится заложницей мифов, созданных политиками. Ведь убедительных доказательств военной составляющей ядерной программы Ирана так и не появилось. А санкции, которые вроде бы должны ударить по Ирану и остановить разработку им ядерного оружия, де-факто негативно отразятся на населении самих США и ЕС.

В Париже, Лондоне и Вашингтоне все чаще говорят о распечатывании стратегических нефтяных запасов, чтобы остановить рост цен на бензин. Американцы крайне недовольны непрекращающимся подорожанием топлива. Этот фактор для нынешней команды Белого дома на предстоящих выборах будет если не решающим, то очень важным.

Отказываясь от иранской нефти, рискуют и европейские политики: бензин там тоже дорожает. В Германии, например, литр бензина марки «супер» вместо 1,7 теперь стоит 1,84 евро. Во Франции на некоторых заправках цена превысила психологическую отметку в 2 евро, в Италии уже вплотную к ней подобралась. В итоге исчезли традиционные пасхальные пробки: многие отказались от загородных поездок. Прогнозы пессимистичны. Снижение котировок на нефтяном рынке в обозримом будущем не ожидается.

Автор: Илья Харламов

Источник: Голос России, 11.04.2012 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики