Тема, которую мы намерены обсудить, более или менее активно присутствует в обсуждениях всегда; увы, — экономика нашей страны пока еще в основном зависит от цен на углеводороды. Наш собеседник — Константин Васильевич Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности…
(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)
— В газете «Ведомости» появилась публикация, смысл которой состоит в том, что российскую экономику не спасут даже высокие цены на нефть. В любом случае, экономического роста они не дадут…
СИМОНОВ: Вы сказали, что наш бюджет, к сожалению, зависит от цен на нефть, и упомянутая публикация, как и подобные ей, выдержана в простой и понятной логике, что экономика России не может базироваться исключительно на нефтегазвой отрасли. С этим тезисом я абсолютно согласен. Другое дело, что я абсолютно не согласен с теми экономистами, которые считают, что нефть и газ — наше проклятие. Моя позиция здесь очень проста: давайте скажем спасибо, что сегодня у нас еще есть нефтегазовая промышленность.
Потому что это еще как посмотреть: проклятие или возможности для развития? И как мы воспользуемся этими деньгами? Не устаю приводить пример государств, которые вполне сумели использовать нефтегазовую промышленность, чтобы и получать деньги, и развивать технологии, создавать рабочие места. В этом плане меня всегда удивляло, что отечественная нефтегазовая промышленность — такое ощущение — «стыдится» себя в государстве, в то время как в любом нормальном государстве в существовании нефтегазовой промышленности не видят ничего позорного.
Поэтому моя позиция по этому поводу всегда была предельно простой. Друзья, если вы хотите, чтобы в России кроме нефтегазовой промышенности было что-то еще, — это прекрасно. Ну так создавайте это «что-то еще» с помощью даже тех денег, которые зарабатываются нефтегазовым комплексом. Но у нас логика несколько иная, мы считаем, что «другое» возникнет обязательно «на костях» старого. А еще — вот эта постоянно присутствующая идея, что давайте-ка мы еще больше увеличим налоги, окончательно загоним нефтянку в тартарары и снимем это «проклятие» путем разрушения отрасли. А уже на базе этого возникнет нечто прекрасное…
Я постоянно читаю в докладах либеральных институтов, в том числе близких к власти, что-де нефтегазовая печка греет нашего Емелю… А идея такова: только когда печка перестанет греть, Емеля с нее слезет и что-то предпримет (или Илья Муромец, — как вам больше нравится)… Мне эта логика кажется не вполне здравой и не вполне правильной…
Источник: Радио России, 11.04.2012