Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Транснефть» против НПЗ в Красноярском крае

«Транснефть» против НПЗ в Красноярском крае

Планы новосибирской ГК «Линас» начать уже в июне строительство Балайского НПЗ в Красноярском крае могут быть сорваны. «Транснефть» выступает против реализации проекта, поясняя, что свободного сырья для завода нет.

Решение о строительстве Балайского НПЗ красноярские власти приняли в феврале текущего года. Реализация проекта должна начаться уже в июне этого года. Предполагаемая мощность Балайского НПЗ составит 3 млн т бензина и дизельного топлива в год, на полную мощность завод планирует выйти в 2017 году. Первую очередь предполагается запустить в начале 2015 года. Инвестиции составят около 35 млрд руб., однако неизвестно, кто именно будет выступать в роли инвесторов. Предположительно это может быть и российский ВЭБ, и китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC. Пока его единственным инвестором официально является новосибирская компания «Линас-Техно», которая специализируется на поставке нефтяного оборудования, проектировании и строительстве малых НПЗ мощностью до 1,5 млн т нефти в год.

Однако против реализации проекта выступила «Транснефть» и уже направила в Красноярский край письмо на имя губернатора Льва Кузнецова, где выразила свою позицию. Компания сообщила, что генеральная схема развития нефтяной отрасли России до 2020 года не предусматривает строительства такого объекта и у «Транснефти» нет свободного сырья для нового завода. «Заявленная мощность Балайского НПЗ что-то около 30%. Тогда как в соответствии с правилами подключения НПЗ к магистральным нефтепроводам и учета НПЗ она должна быть не менее 70%», — объясняет позицию компании пресс-секретарь Игорь Демин. По его словам, у Балайского НПЗ нет проработанной концепции дальнейшего развития проекта, так как источники финансирования и поставок сырья туманны.

По словам партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, в условиях современной конъюнктуры строительство малых НПЗ нелогично, норма рентабельности по данным проектам ниже 5%. Кроме того, в регионах трудно будет сбыть такой объем бензина и дизельного топлива.

Пока местный рынок не испытывает дефицита предложения нефтепродуктов, поэтому строительство нового НПЗ должно быть рассчитано не только с учетом возможности обеспечения его мощностей сырьем, но и перспективной динамикой спроса, соглашается аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. Подобных проектов в России было много, однако зачастую они не были подкреплены долгосрочными договорами на поставку нефти, поэтому по объективным причинам им было невозможно получить доступ к трубе, добавил эксперт.

В частности, более шести лет частные инвесторы добивались разрешения на строительство Кингисеппского НХК мощностью 12 млн т нефти в год и заявленной глубиной переработки 98%. «Транснефть» не выдала разрешение на подключение к трубопроводу БТС-2 из-за того, что у завода не было гарантии поставок сырья на несколько лет вперед. Нефтяные компании не спешили подписывать контракты, мотивируя это тем, что строительство предприятия до сих пор не начато.

«Проблема сегодняшнего рынка нефтепродуктов — дефицит конкуренции и преобладание монополий в нефтепереработке», — считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, объясняя, что «при общем объеме переработки в России 260 млн т лишь 13 млн из них приходится на независимые НПЗ, то есть менее 5%. Остальные 95% заняли ВИНКи».

Автор: Кристина Юст

Источник: РБК Daily, 12.04.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики