Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия встала на экономическое перепутье

Россия встала на экономическое перепутье

Как сообщает Министерство экономического развития, перед Россией лежат два пути развития - инновационный и энерго-сырьевой. И оба они будут тернисты: в ближайшие 20 лет придется преодолеть как минимум два экономических кризиса. На какую тропу следует свернуть стране, чтобы с наименьшими потерями войти в десятку самых сильных экономик мира?

Заместитель Эльвиры Набиуллиной Андрей Клепач представил на суд общественности оба варианта, разработанных в стенах экономического ведомства. Либо страна продолжит придерживаться текущей модели, либо начнет перевод экономики на модернизационные рельсы. Россия все еще сосредотачивается перед технологическим рывком. Сколько именно времени это займет, похоже, не знает никто.

Зато в представленной Андреем Клепачом стратегии четко указывается, что времени у нашей страны осталось не так уж много. В ближайшие пять лет отечественный хозяйственный комплекс ждет как минимум еще одна полоса кризиса, и если до начала новых экономических потрясений перейти к инновационному развитию не удастся, то шансы на то, что это получится позже, стремятся к нулю. Тем более, что потом вероятна еще одна волна кризиса.

"Хотя предсказывать даты кризисов еще сложнее, чем датировать землетрясения, но тем не менее с определенной вероятностью наш анализ показывает, что такого рода кризисная полоса может быть в 2017-2018 или 2018-2019 годах. И соответственно, вторая - 2025-2026 годы", - обрисовал Андрей Клепач журналистам неспокойное будущее.

Инновационный сценарий развития страны предполагает существенные инвестиции в человеческий капитал и инфраструктуру. Расходы на здравоохранение должны вырасти с 4,6 процента ВВП в 2010 году до 7,1 процента ВВП в 2030 году, ассигнования на образование - с 5,2 до семи процентов ВВП, на науку - с 1,2 процента до трех. Такие государственные траты сделают неизбежным бюджетный дефицит на уровне 1,5 - два процента ВВП ежегодно. Соответственно вырастет госдолг до 20-25 процентов ВВП. Но взамен россияне к 2030 году смогут похвастаться средним уровнем дохода порядка 90-95 процентов от европейского. Утратят свое критическое значение для казны сырьевые отрасли экономики, повысится ее эффективность в целом. Производительность труда вырастет в 2,5 раза. Россия прочно займет место среди лидеров глобальной экономики. Но добиться этого будет непросто.

"Долгое время в развитии нашей экономики использовалась сырьевая модель, она всем удобна, к ней все привыкли. И сама экономика, сам рынок перестроиться не сможет. Для этого необходимы целенаправленные усилия властей, правительства. Учитывая нынешние сложности и неопределенность в будущем для этого требуется определенная политическая воля, - отметил в беседе с корреспондентом Bigness старший аналитик "Инвесткафе"Антон Сафонов.

Свои плюсы и минусы есть и у консервативного сценария. Согласно ему, нефтегазовый сектор останется основой отечественной экономики. В таком случае уже через три года в стране будет преодолен бюджетный дефицит. Но для этого придется сократить траты на транспорт и человеческий капитал, оборону, госаппарат и ЖКХ. Наша экономика не сможет обеспечить технологическую независимость от развитых стран. 

Как бы ни была безрадостна эта перспектива, пока она выглядит наиболее вероятной. За последние 15 лет доля сырьевого сектора в экономике страны росла опережающими темпами. Если в 1995 году на нефть газ и металлы приходилось 42,5 процента ВВП, то в 2010 - 68.

"Все разговоры о снятии нефтяной зависимости, российского нефтяного проклятия - все эти спекуляции не вполне уместны. Мы - ресурсная страна. Как мы продавали нефть за рубеж, так и будем продавать. И в прошлом году доля ТЭКа в экспорте снова выросла. То есть нефтегазовая зависимость у нас не уменьшается, а растет. Доля реального сектора все ниже. Сейчас мировая конъюнктура благоприятна, но в случае каких-то потрясений мы все потеряем. И придется тратить стабилизационные фонды", - отмечал в интервью Bigness глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Во все времена российская модернизация была следствием волевого решения конкретных людей - Петра Великого, Александра II, Иосифа Сталина. Но в первом и последнем случае она сопровождалась колоссальными жертвами со стороны российского народа. Сейчас такими человеческими ресурсами страна уже не обладает. Однако и неторопливое поступательное развитие в духе реформ Александра Освободителя не подходит, если Россия хочет успеть занять свое место среди глобальных лидеров. Значит, необходим какой-то совершенно новый вариант развития. И воля на его реализацию. 

Автор: Дмитрий Стержнев

Источник: Большой бизнес, 17.04.2012       


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики