Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия вступает в борьбу за самые лакомые куски Греции

Россия вступает в борьбу за самые лакомые куски Греции

Экономический кризис в Греции набирает обороты. Едва ли не каждый день приносит новости из разряда «было бы смешно, если бы не было так грустно». То приходится урезать финансирование подготовки национальной сборной к Олимпиаде в Лондоне, что для родины Игр особенно грустно. То полиция вынуждена брать в аренду средства передвижения. 

Но, все же, главным способом экстренного поиска денег является приватизация. Греция имеет довольно длительную историю правления левых политических сил, что привело и к обрастанию государственной собственностью. Нынешнее руководство Греции начинает грандиозную распродажу, масштаб которой вызывает недовольство у части местных политиков и экспертов. Так что, как и в России, в Греции идут дискуссии о пользе быстрой приватизации. Но принципиальное отличие в том, что у нас приватизация рассматривается не как мера по наполнению бюджета, а как способ наладить работу рыночных институтов и улучшить конкурентную среду в экономике. Для Греции ситуация более драматична – угроза дефолта заставит власти не медлить с распродажей. 

Естественно, греческие активы вызывают интерес и российских компаний, прежде всего государственных. Потому что, давно уже главным способом продвижения российских интересов за рубежом стал доллар. Россия с удовольствием покупает зарубежные компании по всему миру, считая это в том числе и расширением политического влияния. Так, ОАО РЖД заявило о намерении войти в капитал «Организации железных дорог Греции». Но, все же, главным объектом интересов являются энергетические компании. Греция уже приняла решение продать весь пакет государства (65%) в газовой компании DEPA. Оставшиеся 35% акций находятся в собственности Hellenic Petroleum SA. При этом госпакет в Hellenic Petroleum в размере 35,5% также выставляется на продажу. 

Продажа DEPA будет драматичной и интригующей. Компания владеет хорошими активами в транспортировке газа – это 100% в компании DESFA S.A., занимающейся распределением газа в Греции. А также долями в ряде продающих газ компаний: 51% в EPA of Thessaly и EPA of Thessaloniky (партнером с 49% долей выступает Eni), 51% в EPA of Attica (здесь 49% у Attiki Denmark), а также 50% в зарубежных сбытовых компаниях (IGI Poseidon S.A., где партнером является Edison, а также ICGB AD, с партнерством с BEH). 

Интриг в этой истории несколько. Условиями тендера предполагается, что государство все же оставит себе 34% в операторе газотранспортной системы Греции DESFA. Которую еще несколько лет назад можно было признать лакомым куском. Теперь же возникает вопрос о том, зачем нужен этот актив в условиях агрессивного внедрения правил Третьего энергетического пакета. Ведь теперь производство и транспортировка газа будут разделены, транспортировка должна стать самостоятельным бизнесом. История с продажей DEPA и DESFA ярчайшим образом показывает как проблемы с применением третьего пакета, так и определенную инерционность поставщиков газа на европейский рынок. Дело в том, что Третий энергетический пакет не дает ответа на простой вопрос – кто будет инвестировать в развитие газотранспортных сетей, если из этого бизнеса будут изгнаны крупные европейские энергетические компании. 

Долгое время стратегией «Газпрома» на европейском рынке была скупка любых активов в сегменте транспортировки газа. Однако, Третий пакет позволяет этого не делать, – если этот документ будет реализован в полном объеме и его логика не будет извращена, то «Газпром», как и другие производители газа, могут требовать доступа к конечному потребителю и без скупки газотранспортных компаний. Да и само владение транспортным бизнесом для производителей, в частности. «Газпрома», будет затруднено. Однако, по старинке, «Газпром» готов покупать активы, и поэтому греческие газовые сети вызвали серьезный интерес. Правда, совершенно не исключено, что в случае покупки европейские регуляторы начнут расследование относительно соответствия сделки правилам Третьего пакета. Греки закрывают на это глаза по понятным причинам – им важнее быстрее продать этот актив по максимально выгодной цене. Хотя еще 22 августа 2011 в Греции был принят закон 4001, который как раз фиксирует неизбежность применения третьего пакета на национальном уровне. Не стоит забывать, что сегодня 68% газа для DEPA поставляет как раз «Газпром» (еще 1% – это Sonatrach, а 17% – Botas). Противоречие новым европейским правилам налицо. 

«Газпром», правда, подстраховался – на конкурс заявилась группа «Синтез» – через входящее в нее ОАО «Негуснефть». Один из основных владельцев «Синтеза» – Александр Жуков – уже был замечен в операциях с российским газом в Европе. Формально с «Газпромом» он на аффилирован, но очевидно, что ЕС будет крайне настороженно относиться к такому покупателю. 

Однако для ЕС проблемой выявления «агентов «Газпрома» дело не ограничивается. Проблема в том, что в ЕС разделили поставщиков газа на хороших и плохих. Так получилось, что в последнюю категорию попала только Россия. Задача же диверсификации поставок стала доминирующей. И ради ее выполнения решено пойти на любые действия. И вот тут возникает вопрос, а что делать, если новые поставщики газа начнут вести себя даже агрессивнее, чем Россия. Весьма показательно, что азербайджанский SOCAR также заявился на греческий конкурс. И является вполне реальным претендентом на актив. 

Дело в том, что азербайджанский газ – едва ли единственная реальная возможность для ЕС уже до 2020 найти новые объемы газа для своего рынка, чтобы показать успешность политики диверсификации поставщиков. По крайней мере, это гораздо реальнее, чем покупка сжиженного газа в США, поставки из Ирана и Ирака, а также строительство газопровода из Туркмении (который, кстати, в теории также должен пройти через Азербайджан). 

Это прекрасно понимает и сам Азербайджан, который начинает навязывать Европе свои требования. Так, неожиданно был предложен новый вариант доставки газа из Азербайджана до Европы – проект Трансанатолийского газопровода TANAP. Отличие его от других простое – его акционерами должны стать Азербайджан и Турция. История с TANAP показала, что Азербайджан как минимум будет требовать своего участия в газовой инфраструктуре, что, естественно, делается ради получения более высокой цены за газ. 

Предложения Азербайджана по продаже ему DEPA полностью противоречат философии Третьего энергетического пакета, но Европа пока вынуждена молчать. Раздражать Азербайджан не хочется. При этом Азербайджан в гораздо большей степени, чем Россия, будет использовать газ для получения политических дивидендов. Прежде всего, Азербайджан рассчитывает на поддержку ЕС в решении Карабахской проблемы. А это уже серьезная проблема, скажем, для Франции. Влиятельная армянская община Франции резко против шагов навстречу Азербайджану, и ее позиция принимается во внимание французскими политиками. Президент Франции Саркози даже пытался принять специальный закон об уголовном преследовании за отрицание геноцида армян со стороны Турции. Все это может создать огромные проблемы для Total, играющей ключевую роль в разработке Абшерона – еще одного крупного проекта на Каспии, с которым связывается возможность роста поставок газа в ЕС. В итоге то, от чего пыталась избавиться ЕС, снижая долю РФ на своем рынке, вернется к ней бумерангом. Сюда же можно добавить и попытку Турции связать вопрос транзита газа с членством в ЕС. 

Азербайджан и Турция по многим вопросам занимают согласованную позицию. Но при этом отношения с Турцией у Греции традиционно непростые. А ведь сегодня рождается новый энергетический треугольник «Турция – Кипр – Израиль». Дело в том, что на шельфе Израиля и Кипра сделаны открытия, которые позволяют этим странам с оптимизмом смотреть на перспективы развития добычи газа и даже его поставки в ЕС через Грецию. Все эти проекты очень непростые и нуждаются в инвестициях, за которыми обращаются и в Россию. При этом Северный Кипр, считающийся турецким эксклавом на острове, уже заявил свои претензии на шельфовые месторождения. В результате Греция, Израиль и Кипр вынуждены проводить масштабные учения. Показывая свою готовность защищать свои углеводороды. 

Ситуация становится еще более запутанной, если добавить, что, позицию Азербайджана активно поддерживают США. Которые весьма обеспокоены возможным ростом влияния России на Балканах и юге Европы. А достигается этот за счет все того же доллара. «Газпром нефть» уже купила сербскую NIS, а теперь выражает готовность купить и Hellenic Petroleum. На нее не только приходится 70% всей переработки в Греции. Она владеет НПЗ в Македонии, 300 заправками на Кипре, в Сербии, Болгарии, Черногории, Албании и Боснии. При этом она больше всех в ЕС пострадает от иранского эмбарго – 22% нефти она покупает в Иране. 

Таким образом, определенные возможности для политико-экономической игры в этом регионе у нас имеются. Главное – не пытаться скупить все, что можно, и использовать то простое обстоятельство, что наши конкуренты иногда могут быть для европейцев более сложными партнерами, чем Россия. Хоть европейцам и сложно поверить в это. 

Автор: Константин Симонов

Источник: Slon.ru, 17.04.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики