Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа не решается сказать «нет» иранской нефти

Европа не решается сказать «нет» иранской нефти

Главы МИД стран Евросоюза (ЕС) в понедельник отказались принимать решение о полном запрете импорта нефти из Ирана, которое должно вступить в силу с 1 июля. Европейские чиновники взяли техническую паузу до конца мая в ожидании итогов очередной встречи "шестерки" по иранской теме. Тегеран продолжает настаивать на мирном характере своих атомных программ, считая при этом, что нефтяное эмбарго окончательно добьет пребывающую в кризисе экономику еврозоны.

Ранее сообщалось, что к 1 мая Брюссель должен определить действенность решения о введении полного запрета на импорт иранской нефти в Европу. Ведь когда 23 января ЕС проголосовал за эти меры, европейскими лидерами двигали, скорее, эмоции, замешанные на большой политике.

Экономический анализ принятого решения - не наносят ли санкции больше вреда Европе, чем Тегерану – предпочли провести позже. Под давлением Италии и Греции - основных потребителей иранской нефти в решение Совета ЕС от 23 января была внесена важная оговорка. Речь тогда шла о том, что ситуация вокруг Ирана и прекращение действующих контрактов на поставки нефти должны быть "вновь проанализированы" 23 апреля на заседании глав МИД стран - членов ЕС в Брюсселе.

Но Италия и Греция в понедельник отказались обсуждать данный вопрос. По словам источника в дипломатических кругах Брюсселя, которого цитирует ИТАР-ТАСС, Италия и Греция опасаются, что отказ от иранской нефти увеличит их затраты на энергоресурсы. При этом обе страны должны выполнять жесткие стабилизационные программы по сокращению своих бюджетных расходов, что, в частности, лишает их маневра в переговорах с альтернативными поставщиками.

Евросоюз ежедневно потребляет около 600 тысяч баррелей нефти (около 20% иранского экспорта). При этом основная доля европейского импорта иранской нефти, около 68%, приходится на Грецию, Италию и Испанию. В Греции доля поставок из Ирана достигает 35%.

Кстати, средняя отпускная цена топлива в Греции в начале 2012 года повысилась на 5-6% после того, как ЕС в конце прошлого года заявил о неизбежности введения нефтяного эмбарго в отношении Тегерана. В ответ на это Иран пригрозил заблокировать судоходство в Ормузском проливе, одном из ключевых морских путей транспортировки нефти из Персидского залива, чего, впрочем, также пока не случилось.

Но прекращение поставок нефти с начала апреля самим Ираном во Францию, Великобританию и Грецию, похоже, лишило европейцев решительности.

В частности, на прошлой неделе директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард высказала предположение о том, что мировые цены на нефть могут возрасти на 20-30% в случае прекращения поставок из Ирана.

"Неожиданный и резкий рост цен будет иметь серьезные последствия для мировой экономики" до тех пор, пока другие страны-экспортеры не восполнят этот пробел, подчеркнула Лагард, слова которой приводит иранское агентство "Фарс".

По мнению экспертов, европейцы, похоже, попали в ловушку, поддавшись настоятельным требованиям США ввести запрет на экспорт в ЕС иранской нефти. При этом в отличие от Европы американцы иранскую нефть не потребляют, напомнил ПРАЙМ глава Rustnergy Михаил Крутихин. Он считает, что баланс на нефтяном рынке может быть нарушен только в том случае, если будет перекрыт Ормузский пролив – и для ЕС это чревато более серьезными последствиями, чем для Ирана. С коллегой согласен и гендиректор Фонда национальной безопасности Константин Симонов. Он не спешит считать чисто пропагандистскими заявления Министерства нефтяной промышленности Ирана о том, что эмбарго не является шоком для страны, а создаст куда больше проблем самим европейцам. Ведь при желании Иран сможет быстро закрыть брешь в поставках Китаем и странами Юго-Восточной Азии.

Автор: Ирина Столярова

Источник: ПРАЙМ, 23.04.2012 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики