Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Монополия утратила энергию (аудио)

Монополия утратила энергию (аудио)

Правительство России утвердило новые правила игры на розничном рынке электроэнергии. Как сообщил сегодня премьер Владимир Путин, эти правила существенно ограничивают поставщиков энергии. Потребители теперь смогут беспрепятственно менять поставщика электричества. Кроме того, правила делают прозрачными правила установки счетчиков и снятия их показаний. Даст ли такое решение что-то конечным потребителям? Это и многое другое Елена Щедрунова и Константин Симонов обсудили со слушателями "Вестей ФМ" в программе "Скажите прямо".

Щедрунова: Теперь переходим к той теме, которая абсолютно близка Константину, потому что возглавляет Фонд национальной энергетической безопасности. Сегодня Владимир Путин провел совещание по электроэнергетике с профильными чиновниками. И речь шла о том, что уж очень многие локальные рынки просто монополизированы, людям не из чего выбирать. Соответственно, компании выставляют такие цены на свою продукцию, какие захотят. Поставлена задача бороться с этой монополизацией. Кроме того, поставлена задача сделать абсолютно прозрачным тарифообразование. Я так понимаю, в какой-то степени его регулировать. Это все то, что сегодня проходило в Ново-Огареве. Напомню, что Владимир Путин провел это совещание пока еще в ранге премьер-министра. Для конечного потребителя, для нас с вами, для обывателей, сегодняшнее совещание что-то даст?

Симонов: С одной стороны, мы видим, что правительство, действительно, озабочено, как вы сказали, проблемой монополизма на этих рынках. И, в общем-то, мы можем надеяться, конечно, что ситуация будет меняться. Почему? Потому что мы же помним, что у нас была раньше единая монополия под названием РАО "ЕЭС России". Ее долго и упорно расчленяли, делили на части. Соответственно, генерацию выделили в частный бизнес. Соответственно, она была продана частным инвесторам. Правда, там не все инвесторы были частными. Газпром достаточно активное участие принимал. Это государственная компания. Но при этом сети, то есть передачу электроэнергии и проблему сбытов, государство оставило за собой.

Возникает вопрос: разделили монополию на части - привело это к демонополизации рынка? Как сегодня признает премьер Путин, не привело, потому что если бы у нас на самом деле была реальная конкуренция на рынке, никакой монополии бы не было, то никто бы сегодня не говорил про то, что у нас существует достаточно сложная ситуация со сбытом электроэнергии, где, оказывается, у нас сохраняется монопольное положение. Но у нас такая же монополия существует и в сетевом хозяйстве. Это, напомню, тоже государственная привилегия. Есть несколько крупных компаний - холдинг МРСК, Федеральная сетевая компания, которые контролируют сети. В этом плане, к сожалению, у нас разделение одной монополии на части не привело к тому, что у нас возник полноценный конкурентный рынок. Это серьезная проблема.

Сейчас говорится о том, что будут, соответственно, стимулироваться конкуренции в сбытовом сегменте, когда электроэнергию можно будет продавать уже нескольким компаниям, и в этом плане потребитель сможет выбирать. В этом плане я согласен с тем, что, наверное, это к каким-то позитивным изменениям приведет. Но, с другой стороны, мы же тоже понимаем, что, к сожалению, когда мы делили монополию и генерацию выделяли в отдельный вид бизнеса, все равно это не привело к тому, что у нас существует профицит электроэнергии на рынке. То есть, грубо говоря, все равно избыточного производства электроэнергии нет. А раз нет избыточного производства, значит, у вас все равно конкуренция будет теряться в самом начале этой цепочки и до конца она не дойдет. Поэтому, может, там появятся 3-4 сбытовых компании, но я сильно сомневаюсь, что это приведет к резкому снижению цены.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Источник: Вести ФМ, 04.05.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики