Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Путин выбирает Китай?

Путин выбирает Китай?

Визит президента в Поднебесную прояснит будущее российской энергетики 

Президент Владимир Путин отказался от поездки в США на саммит G8, отправив туда премьер-министра Дмитрия Медведева. Некоторые эксперты обратили внимание на то, что теперь, возможно, одним из первых официальных визитов Путина станет поездка на саммит ШОС в Китай в июне. Конечно, есть вероятность, что самую первую поездку Владимир Владимирович совершит в одну из стран СНГ, но первым значимым зарубежным визитом, по-видимому, станет все же поездка в Поднебесную.

Можно, отнестись к этому спокойно, просто как к некому политическому символу. А с другой стороны, понятно, что такие символы зачастую имеют большое значение и воспринимаются серьезно. Путин, по всей видимости, сознательно не хотел бы, чтобы его первый визит в качестве президента был нанесен в Соединенные Штаты. Или можно даже шире сказать – в одну из стран Запада. В этом можно было бы увидеть исключительно политический шаг. Но у нас политика очень тесно связана с экономикой, и такого рода вещи, когда Путин демонстративно не едет в Штаты, но при этом планирует визит в Китай, конечно, заставляют задуматься о внешнеполитических, а значит и внешнеэкономических или, если хотите, внешнеэнергетических приоритетах Российской Федерации.

Россия уже вышла на плато с точки зрения добычи нефти, да и с точки зрения добычи газа ситуация тоже пока не отличается стабильностью. Когда Москва делает реверансы в сторону Китая и увеличивает туда поставки нефти, то в ситуации, когда у вас добыча не растет, это означает, что вы эти объемы должны где-то взять. Почти никто не обратил внимание на то, что в начале года Россия сократила поставки нефти по нефтепроводу «Дружба» в сторону Чехии. Где-то это объяснили тем, что сейчас мы запускаем БТС-2 и нужны новые объемы, т.е. будем осушать старую систему и наполнять новую. Но это далеко не первая история, когда Россия оказывается неспособна заполнить трубопроводы в сторону Европы. Можно напомнить историю с нефтепроводом «Одесса-Броды», который сейчас используется для поставок азербайджанской нефти в том числе и в Белоруссию. Изначально там шли поставки российской нефти в сторону Одессы и дальше уже танкерами транспортировка по Черному морю в Европу. Т.е. нефтепровод использовался в другом направлении. Украина поменяла направление этой трубы не потому, что она приняла политическое решение, хотя даже при Викторе Ющенко много говорили, что «Одесса-Броды» надо развернуть. Это произошло при Викторе Януковиче, потому что Россия не смогла предоставить нужные объемы для заполнения этой трубы. Т.е. мы видим первые примеры того, что России физически уже не хватает нефти для выхода на те объемы экспорта, которые были в прежние годы.

Давайте взглянем на нехитрые цифры. В 2010 году Россия увеличила добычу нефти на 2,2% - до 505,194 миллиона тонн, а общий экспорт при этом снизила на 0,6% - до 246,816 миллиона тонн.

В 2011 году Россия нарастила добычу нефти на 1,23%  - до 511,432 миллиона тонн, а экспорт опять сократился на 2% и составил 242,079 миллиона тонн.

Экспорт нефти из России в страны дальнего зарубежья в январе-феврале 2012 года снизился на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года – до 33,477 миллиона тонн на сумму 27,124 миллиарда долларов. Экспорт бензина в дальнее зарубежье за этот период сократился на 45,6% и составил 255,9 тысячи тонн, экспорт дизельного топлива - на 7,5%, до 5,448 миллиона тонн. Объем экспорта жидких топлив вырос на 11,9% - до 7,39 миллиона тонн.

В январе-апреле Россия сократила экспорт нефти еще на 0,5%, до 80,344 млн т.

Это означает, что если у вас добыча растет всего лишь на один процент, а вы в целом увеличиваете поставки нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок, это приводит к тому, что вы сокращаете экспорт. Но при этом если вы отвлекаете дополнительные объемы нефти и нефтепродуктов в сторону Китая и других азиатских стран, то совершенно очевидно, что у вас не хватит объемов, чтобы заполнять собой европейский рынок.

Мы имеем дело с серьезным выбором. Конечно, можно найти объяснения, почему Путин не поехал в США. У нас и с Европой очень много вопросов, по которым с их стороны очевидно отторжение. Вопрос в том, как мы на это прореагируем. Если реакция будет такой: «Бог с вами, мы сейчас уйдем в Китай», может, на Европу это и подействует отрезвляюще, но возникает вопрос, выгодна ли такая стратегия для России. В этом плане идея о том, что Путин не едет в США, но едет в Китай, оставляет вопросы, не означает ли это, действительно, новый тренд в российской не только внешней политике, но и во внешнеэкономическом курсе и, конечно, во внешнеэнергетическом. Приведет ли этот символический шаг к изменениям в нашей энергетике? Пока нет оснований ожидать, что эти изменения будут такими уж позитивными. 

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ 

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики