Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Политический бензин

Политический бензин

Правительство надеется, что проблема роста цен на топливо решится сама собой

Минэкономразвития, воспользовавшись небольшим промежутком между майскими праздниками, сказало горькую правду, о которой до этого неоднократно говорили независимые эксперты: потребительские цены на бензин продолжат свой рост. Такой прогноз ведомство Эльвиры Набиуллиной дало в последнем обзоре потребительских рынков.

Представители Союза нефтегазопромышленников пытаются доказать, что это не так. Что цены на бензин в конце весны – начале лета традиционно растут лишь из-за сезонного фактора: начинается посевная, да и на дорогах появляется больше автолюбителей. Но подорожания топлива из-за индексации тарифов в июле не будет. Да и в целом по году средний уровень цен на бензин не пробьет психологически важную отметку в 30 рублей. Однако можно ли верить этим успокаивающим речам?

Действительно, цены на бензин на заправках с начала года и до апреля практически не менялись, но это – результат неформальных договоренностей Минэнерго и нефтяных компаний. Сейчас, когда президентские выборы прошли, и новый глава государства официально вступил в должность, срок действия этих соглашений истек.

Минэкономразвития вообще утверждает, что с начала года оптовые цены на бензин марки АИ-92 увеличились на 4 %. По данным Росстата, розничные цены в апреле выросли впервые с ноября. В декабре – феврале бензин дешевел на 0,3 %, в марте цены стояли, а в апреле бензин подорожал на 0,7 %. МЭР ссылается на данные информационно-аналитического центра "Кортес": рост цен на летнее дизтопливо от производителей составил 7 % к началу года. Как считают специалисты центра, в мае-июне розничная стоимость топлива увеличится на 5 %, однако все зависит от мировой цены на нефть, а здесь ситуация меняется каждый день.

Повышение уровня розничных цен будет обеспечено стремлением нефтяных компаний компенсировать упущенную прибыль в результате сдерживания цен в первом квартале текущего года, ожидаемым ростом акциза с 1 июля, а также продолжением восходящего тренда на мировом рынке нефти, отмечает управляющий активами УК Финам Менеджмент Роман Беседовский. "По нашим прогнозам, баррель марки Brent может достичь к концу года $ 130-135. Это скажется на себестоимости производства нефтепродуктов. На этом фоне в ближайшие месяцы мы не исключаем роста цен на 8-10 %, а в более долгосрочной перспективе – до конца года – мы допускаем возможность роста розничных цен на топливо на 15-20 %", – добавляет он.

Учитывая тот факт, что за последние несколько месяцев стоимость топлива в стране менялась крайне незначительно, даже скачок цен в пределах 5-7 % станет для рядовых граждан очень ощутимым. Можно ли избежать этого скачка? Федеральная антимонопольная служба уже предложила свой рецепт. Она разослала по различным ведомствам поправки в Налоговый кодекс, вводящие новый порядок индексации акцизов на бензин и дизельное топливо.

Речь в них идет об отказе от заложенного в Налоговом кодексе повышения акцизов на 1 руб. с 1 литра в 2013 и 2014 гг., поскольку, по мнению специалистов ФАС, именно это толкает цены на топливо вверх. Антимонопольное ведомство предлагает свой вариант ставки акциза: ее нужно индексировать на уровень инфляции с коэффициентом 0,9, а затем ежемесячно пересматривать ставки, меняя их в зависимости от мировых цен на нефть марки Urals. "Такой механизм позволит создать устойчивую систему ценообразования на рынке, которая защитит нас от непредсказуемых колебаний внешнего рынка", – объясняет замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

Но в Минфине заявляют, что было бы странно снижать налоги в период высоких цен и повышать их в период цен низких. И приводят пример бессмысленности такого подхода: с 2005 по 2010 г. акцизы не менялись вообще, а розничные цены, тем не менее, росли. В то же время за предложение ФАС выступили представители нефтяных компаний: по их мнению, сдерживать рост цен из-за скачков котировок нужно именно путем регулирования налоговой составляющей в цене топлива. Сейчас государство, сдерживая рост цен на бензин, за счет нефтяников дает энергетическую субсидию населению. Механизм, предложенный ФАС, переложит часть этих расходов на государство.

"Ситуацию с налогообложением в нефтяном секторе в целом и вопрос, связанный с акцизами на бензин, в частности, очень сложно комментировать, – считает заместитель генерального директора ОАО "Межведомственный аналитический центр" Юрий Симачев. – Там все еще не устоялось и не определилось: решается одна проблема, а на ее месте возникает другая. Когда изменялись акцизы, а вместе с ними менялась и налоговая нагрузка на производство продуктов с более высокой степенью обработки, фактически больше всех потерь понесли компании, занимающиеся не только добычей, но и переработкой. И теперь это пытаются как-то компенсировать, выровнять. Но есть одна принципиальная и глобальная проблема: цены внутренние существенно ниже, чем цены внешние, и необходимо научиться жить в условиях такого диспаритета цен".

Разумеется, есть два способа жизни при названном условии. Можно трактовать ситуацию в пользу конечного потребителя, стараясь, может быть, не самыми простыми способами привести рынок к состоянию, когда выгоды получают компании, не вздувающие цены на топливо до небес. А можно, наоборот, пойти на поводу у нефтяников и дать им уравнять российские цены на бензин с европейскими. Конечно, второй путь для государства куда проще. Как утверждает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, тренд на внутреннем рынке идет от 1 доллара за литр 95-го бензина к 1 евро. При этом надо помнить, что в ряде стран Еврозоны (Италия, Германия) литр базового топлива стоит уже около 2 евро.

Увы, общество не в курсе подробностей рассмотрения в правительстве тех или иных жизненно важных для населения вопросов. Говорят, что планировалось компенсировать владельцам АЗС сдерживание топливных цен. Такое предложение, по данным ряда СМИ, якобы исходило от вице-премьера Игоря Сечина. Расходы составили бы примерно 1 миллиард долларов. Но эту инициативу не одобрили ни в Минфине, ни в Минэкономики. Так что роста цен избежать невозможно.

Вопрос об акцизах на бензин и его итоговой стоимости уже давно перешел из сферы экономики в политику. Недовольство населения повышением цен на горючее (а оно влечет за собой повышение цен на все товары народного потребления) неизбежно. С другой стороны, владельцы АЗС и руководители нефтяных компаний и НПЗ должны четко представлять себе, что ждет их завтра. Действия этого сегмента российского бизнеса в условиях неопределенности, увы, слишком предсказуемы. Но на данный момент у правительства явно не хватает политической воли окончательно принять то или иное решение. Власть по-прежнему надеется, что проблема как-то "рассосется" сама собой.

Источник: Новая политика, 11.05.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики