Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Жизнь после смерти "ЕЭС России"

Жизнь после смерти "ЕЭС России"

После ликвидации РАО "ЕЭС России" и ухода Чубайса российская электроэнергетика оказалась меж двух огней: если цены не будут отпущены, нас с большой вероятностью ждут массовые банкротства энергосбытовых компаний, нехватка средств на ремонт оборудования и инвестиции. Если новое правительство все же решится на либерализацию цен (а такой сценарий, скорее всего, будет поддерживать "Газпром", которому уже удалось в этом году пролоббировать программу резкого повышения стоимости газа для российских потребителей), то нас ждет очередной олигопольный рынок электроэнергии с постоянно растущими ценами.

За что боролись...

1 июля 2008 года РАО "ЕЭС России" прекратит свое существование - в этом, в общем, и заключалась суть реформы: была единая энергосистема, теперь выделяется несколько видов деятельности - производство электроэнергии, ее транспортировка и сбыт. На сегодня электроэнергетический сектор практически разделен:

на месте диспетчерского управления "ЕЭС" с неясным статусом и полномочиями появилась гораздо более мощная структура по управлению режимами работы электроэнергетических систем - Системный оператор, созданы Федеральная сетевая и генерирующие компании, часть из них уже выделена из РАО "ЕЭС". В следующем году с ликвидацией РАО "ЕЭС" процесс реструктуризации компаний отрасли будет завершен.

Анатолий Чубайс долго добивался возможности провести приватизацию энергоактивов, и начало ее оказалось вполне успешным. Прошедшие продажи акций генерирующих компаний осуществлялись по весьма высоким ценам - например, в сентябре германская E.ON приобрела госпакет акций генерирующей компании ОГК-4 по цене свыше $750 за киловатт мощности, то есть практически по ценам покупки энергоактивов в Западной Европе. Сегодня уже создано семь оптово-генерирующих компаний, несколько территориально-генерирующих компаний - эти предприятия уже продаются частным и государственным инвесторам.

Вместо РАО "ЕЭС России" останется сетевая компания, контрольный пакет которой будет у государства. Единая энергосистема сожмется до размера сетевого хозяйства, а генерация будет у частных, государственных и иностранных владельцев.

"Затевалось все это под то, что частный инвестор придет в генерацию, начнется конкуренция, и мы решим две задачи, - объясняет Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности. - В России промышленный рост, а с энергетикой у нас проблемы - спрос на электроэнергию увеличивается, а производство падает. Как же обеспечить электроэнергией растущее производство? Это первая задача, которую Чубайс предлагает решить в контексте этой реформы. Сейчас инвесторы придут в генерацию - с ними большие деньги, которые они будут вкладывать в новые активы. Начнется конкуренция между производителями - электричество станет биржевым товаром, и цены пойдут вниз. Однако надо понимать, что реализовать этот план очень сложно".

Главный вопрос - заинтересованы ли частные инвесторы в том, чтобы вкладывать в это деньги и создавать новые генерирующие мощности? Или же они хотят просто повышать тарифы на электроэнергию? У многих есть сомнения, и серьезные, насчет конкуренции - очень крупные игроки покупают крупные станции, очень крупные активы окажутся в одних руках.

Монополия умерла, да здравствует монополия!

"Была монополия государства, а сейчас будет много маленьких монополий, которые между собой конкурировать не собираются, - говорит Симонов. - Со своей стороны Чубайс обещал привлечь 10 трлн. руб. частных инвестиций в электроэнергетику, но существует мнение специалистов, что если температура этой зимой опять понизится до отметки минус 23, то будут отключения электроэнергии".

"Приходится констатировать: основные цели реформы - создание конкурентного рынка электроэнергии и либерализация отрасли - так и не были достигнуты, к тому же процесс начал разворачиваться и вовсе в неожиданную сторону. В отрасль в качестве главного игрока, активно скупающего генерирующие мощности, пришел "Газпром". Это оказалось совершенно новым поворотом: когда реформы лишь разрабатывались, возможности такой экспансии никто не предполагал", - говорит Владимир Ми-лов, президент Института энергетической политики РФ. В 200О - 2001 годах предполагалось, что газовую отрасль будут реформировать вместе с электроэнергетической и на газовом рынке тоже возникнет конкуренция. Но "Газпром", отстояв свой статус, уже скупил (или находится в процессе приобретения) ряд крупных электрогенерирующих компаний: "Мосэнерго", ОГК-2, ОГК-5, ОГК-6, ТГК-1 - и, таким образом, сможет, по разным оценкам, консолидировать контроль над 20 - 25% генерирующих мощностей России. Еще 5% будет контролировать угольная компания "СУЭК", с которой "Газпром" создает совместное предприятие по управлению электроэнергетическими активами. Прибавить к этому 25% мощностей, которые останутся под контролем государства и которые не предполагается приватизировать (атомные и гидроэлектростанции), а также 10% мощностей, уже контролируемых группой "Базовый элемент" Олега Дерипаски, и получается рынок, где две трети производственных мощностей контролируется государством, "Газпромом" и Дерипаской.

"При этом значительная часть мощностей (еще примерно 10%) будет принадлежать крупным российским промышленным группам, весьма лояльным государству, например "Норильскому никелю", одной-двум крупным нефтедобывающим компаниям, - считает Милов. - Кроме того, высока вероятность, что купившие некоторые электроэнергетические активы иностранцы - та же германская E.ON - вскоре перепродадут их "Газпрому" в обмен на участие в газодобывающих активах. Таким образом, другим собственникам останется менее четверти не самых лучших генерирующих мощностей".

После ликвидации РАО "ЕЭС" и ухода Чубайса российская электроэнергетика, таким образом, оказывается между двух огней: если цены не будут отпущены, нас с большой вероятностью ждут массовые банкротства энергосбытовых компаний, нехватка средств на ремонт оборудования и инвестиции. Если новое правительство решится на либерализацию цен (а такой сценарий, скорее всего, будет поддерживать "Газпром", которому уже удалось пролоббировать программу резкого повышения тарифов на газ для российских потребителей), то нас ждет олигопольный рынок с постоянно растущими ценами.

Автор: Светлана Локоткова

Источник: Прямые инВЕСТИции (Москва).-12.12.2007.-012.- С.46-48. 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики