Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Судьба Штокмана остается под вопросом

Судьба Штокмана остается под вопросом

Взбадривать приунывших западных инвесторов приходится президенту

Поднять упавший было интерес иностранных акционеров к сложному проекту добычи газа на Штокмановском месторождении в Баренцевом море помогут налоговые льготы. Как сообщил глава «Газпрома» Алексей Миллер после встречи президента Владимира Путина с главой норвежской Statoil Хельге Лундом, дополнительные преференции, если потребуются, «будут предоставлены». Между тем уверенности в в подписании инвестиционного соглашения по проекту, которое откладывалось несколько лет, пока нет.

«Добычный актив очень большой, мирового значения – Штокман, по которому пока не принято окончательное решение, но нам нужно двигаться активнее, – сказал Путин в минувшую пятницу на встрече с главой Statoil. – Мне кажется, у нас есть все шансы начать это движение, причем можно сделать определенные шаги уже в ближайшее время на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге».

Хельге Лунд, в свою очередь, заверил, что его компания сделает для этого все возможное. Правда, посетовал, что проект начался в сложных условиях. «Газпром» настроен на то, чтобы развивать нашу концепцию, и мы сейчас настраиваемся на сжиженный природный газ (СПГ)», – добавил он. В рамках проекта планируется строительство завода по сжижению газа и подводного газопровода с шельфа на берег, однако сейчас стороны обсуждают возможность отказа от трубного газа, чтобы снизить стоимость проекта.

Это подтвердил и Миллер, сообщив, что газ, который будет добываться на Штокмановском месторождении, будет полностью перерабатываться в СПГ, кроме 1,7 млрд. кубометров для газификации Мурманской области. По его словам, основные базовые условия новой конфигурации проекта могут быть подписаны в рамках Петербургского экономического форума.

Напомним, что Штокман с запасами в 3,9 трлн. кубометров газа и 56,1 млн. тонн газоконденсата – одно из крупнейших месторождений в мире. Акционерами проекта являются «Газпром» (51%), французская Total (25%) и Statoil (24%).

В 2002 году для освоения месторождения «Газпром» и «Роснефть» создали ООО «Севморнефтегаз». В декабре 2004 года «Роснефть» продала свою долю в «Севморнефтегазе» «Газпрому». Проект планировалось реализовывать на условиях соглашения о разделе продукции. На первом этапе собирались ежегодно добывать 22 млрд. кубометров газа, часть из которых должна была пойти на производство СПГ, который планировалось экспортировать в США.

Долгое время «Газпром» планировал привлечь к разработке месторождения иностранные компании, передав им 49% акций месторождения. В сентябре 2005 года был сформирован список из пяти компаний – потенциальных участниц консорциума по разработке месторождения: Hydro и Statoil (Норвегия), Total (Франция), Chevron и ConocoPhillips (США). Однако в начале октября 2006 года «Газпром» объявил, что ни одна из этих компаний не смогла предоставить активы, «соответствующие по объему и качеству запасам Штокмановского месторождения». В связи с этим недропользователем будет выступать сам «Газпром», а «авторитетные международные компании» будут привлекаться лишь в качестве подрядчиков. Одновременно «Газпром» объявил и о том, что газ с месторождения будет поставляться не танкерами в США, а по газопроводу Nord Stream в Европу.

Между тем сложные арктические условия, большая удаленность от берега потребуют уникальных технологий добычи и транспортировки, которыми «Газпром» не располагает. Прогнозируемые инвестиции оцениваются от 15 до 20 млрд. долл.

В июле 2007 года было объявлено, что партнером «Газпрома» будет французская Total, которая получит 25% в компании – операторе Штокмана. Еще 24% переданы объединенной норвежской компании StatoilHydro. Однако принятие инвестиционного решения неоднократно откладывалось. В конце прошлого года акционеры компании-оператора проекта – Shtokman Development AG – решили перенести окончательное решение на март 2012 года. Однако 29 марта оно было опять отложено – на этот раз до 1 июля. Акционеры считают, что на согласование условий, требующихся для принятия правильного инвестиционного решения, необходимо дополнительное время.

Подстегнуть готовность инвесторов могут обещания льгот с российской стороны. Как пояснил Миллер в минувшую пятницу, «президент сегодня сказал о том, что если потребуются какие-то дополнительные преференции Штокмановскому проекту, то они будут предоставлены».

Между тем акционеры заметно нервничают. В конце прошлой недели появились сообщения о том, что из проекта может выйти норвежская Statoil, место которой может быть занято англо-голландской Shell. Неоднозначные оценки по поводу судьбы проекта и его конкурентоспособности высказывают и опрошенные «НГ» эксперты.

Как отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, вероятность, что инвестсоглашение будет заключено в июле, существует. «К форуму всегда стараются приберечь какое-то крупное событие, так что шансы есть, – надеется он. – Правда, есть и проблемы. Помимо Statoil, которую пришлось уговаривать самому президенту, Total ратует за снижение сметы. К тому же французам надо разрываться на два фронта – Ямал СПГ с НОВАТЭКом и Штокман. Синхронизировать сразу два проекта – задача не из легких, и как компания с ней справится, пока сказать сложно. Впрочем, есть заявление Миллера о том, что президент пообещал налоговые льготы. А именно этого – определенности – как раз и ждут инвесторы».

Что касается конкурентоспособности, то проект, по мнению Пасечника, в любом случае не будет убыточным, «иначе его никто бы и не начинал». «Сейчас есть «просадки» в европейском потреблении газа, но это локальный процесс, – продолжает он. – В долгосрочной перспективе газопотребление будет расти, и штокмановский газ найдет свое применение».

Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин настроен более категорично. «Сколько ждать окупаемости проекта, никто не знает. Одна из причин недовольства иностранных акционеров – это статус Statoil и Total, которые фактически находятся на положении сервисных компаний. Они ни кубометра газа не могут поставить на свой баланс, чтобы увеличить собственные показатели. Так что смысл участвовать в проекте для них постепенно теряется. Я думаю, что никакого решения на питерском форуме в июле по Штокману принято не будет. По крайней мере я бы этого на месте иностранцев не делал, пока поправки о налоговых преференциях, о которых много говорилось и ранее, не примут законченный и законный вид».

По мнению Крутихина, никаких конкурентных преимуществ у штокмановского СПГ на мировом рынке не существует. «Цена на этот газ не может быть ниже 300 долларов за тысячу кубометров, – поясняет он. – Тогда как Катар, для которого СПГ – всего лишь побочный продукт от добычи нефти, может поставлять его почти бесплатно. Если до конца года ничего не получится и иностранцы не поверят в серьезность намерений властей снизить коррупцию, дискриминацию западных инвесторов и т.п., они просто выйдут».

Конкурировать газу из Баренцева моря на мировом рынке будет сложно, соглашается глава отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров. «Все зависит от объемов потребления в Европе, – отмечает он. – Если потребление будет расти, то шансы на рентабельность Штокмана остаются. Если же ЕС скатится в долговременную рецессию, то тогда о прибыли говорить не стоит – придется отодвигать сроки реализации проекта. К тому же есть еще и иранский фактор: если в Тегеране сменится власть по иракскому образцу, то это будет серьезный удар по перспективам экспорта российского газа».

Автор: Сергей Куликов

Источник: Независимая газета, 28.05.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики