Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ашхабад нашел газовый выход на Европу (аудио)

Ашхабад нашел газовый выход на Европу (аудио)

Туркменистан включает газ, чтобы обойти Россию

В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.

Дружба дружбой

Заседание премьеров стран СНГ в Туркмении запомнится сразу двумя дебютами. Во-первых, Ашхабад еще никогда не принимал саммиты Содружества на таком уровне. Во-вторых, в этом формате впервые принимал участие в качестве главы российского правительства Дмитрий Медведев. И хотя здесь было много тем, двусторонних встреч и любопытных переговоров, именно эти два обстоятельства, по сути, предопределили главную интригу.

Как выяснилось, потому Бердымухамедов и зазвал к себе такое собрание, чтобы его газ стал лейтмотивом ашхабадской встречи. И это у него получилось. Туркмения никогда не отличалась в СНГ особой активностью. Но сейчас она председательствует в Содружестве, и Бердымухамедов решил воспользоваться случаем. Почему вдруг, стало ясно из его выступления.

Туркменский лидер прямо заявил о том, что из всех сфер сотрудничества он лично выделяет энергетику. Причем именно ее транспортную составляющую. "Мы предлагаем начать диалог по вопросам транспортировки энергоресурсов для выработки четких и прозрачных условий их поставок", - пояснил он, даже не пытаясь скрыть, что руководствуется прежде всего продвижением собственных интересов.

Туркмения, располагающая четвертыми в мире запасами газа, не имеет доступа к европейским рынкам, в котором остро нуждается. Сейчас страна экспортирует около 30 миллиардов кубометров в год, но хотела бы к 2030 году увеличить объем в 6 раз, что сделает ее прямым конкурентом России и наверняка отразится на стоимости газа на мировом рынке.

Ашхабад активно ищет альтернативные маршруты. Сейчас газ поставляется в Китай, а на прошлой неделе Туркмения подписала соглашение о поставках в Индию и Пакистан по трубопроводу ТАПИ, за которым стоят США. Если проект будет реализован, Ашхабад сможет прокачивать до 30 миллиардов кубометров в год. Однако Гурбангулы Бердымухамедов не оставляет попыток открыть для своего ресурса и европейское направление. Потому и продекларировал свое участие в проекте "Набукко" (Nabucco).

Это проамериканская версия углеводородного обхода России. У специалистов, теперь уже и западных тоже, она не вызывает особого оптимизма. Один за другим от "Набукко" отваливаются его участники. А не так давно эксперты лондонского Сити вообще спрогнозировали закрытие проекта в виду его несостоятельности. Иными словами, Ашхабаду пришлось искать иные выходы на Европу.

Не придумав ничего лучше, он решил поддержать киевскую инициативу возобновления прямых поставок туркменского газа на Украину. В окружении Януковича уже давно носятся с этой идеей как с альтернативой российскому газу. Вот только без России она нереализуема, поскольку можно пренебречь отношениями, но не географией. Поэтому и этот вариант с точки зрения реализации выглядит весьма сомнительным.

Тем не менее Ашхабад за него ухватился. Тем паче что в гостях у него были сразу два потенциальных участника этого треугольника: премьеры Украины и России. Очевидно, Бердымухамедов и Азаров договорились вместе лоббировать обходные пути.

Именно этим объясняется обнародованная им инициатива по созданию экспертной группы СНГ по энергопоставкам. По его замыслу она должна выработать некие общие правила, видимо, с прицелом на изменение статус-кво. Более того, Бердымухамедов предложил даже продвинуть эту идею на более высокий уровень - в ООН.

Насколько успешной будет затея Ашхабада, пока не ясно. Но уже сейчас понятно, что Россию подобные инициативы не вдохновят. Неслучайно Дмитрий Медведев в ответ на предложение Бердымухамедова красноречиво промолчал. Возможно, таким образом дал понять, что газ - это еще не повод заноситься на поворотах.

Тему продолжит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Шейнкман: Выступая на саммите премьеров стран СНГ в Ашхабаде, президент Туркмении Бердымухамедов предложил создать некую экспертную группу СНГ по энергопоставкам с расчетом на то, чтобы установить какие-то правила игры. Насколько это может быть интересно России?

Симонов: Эти предложения мы постоянно слышим от наших партнеров. В последнее время очень часто про установление новых правил игры говорит, скажем, Украина. Туркмения предлагает создать экспертную группу, которая установит новые правила игры.

А какие новые правила игры? Есть старые правила игры. Например, Россия фактически уже предоставила Туркмении статус поставщика газа в Европейский союз. Фактически мы берем деньги только за транзит ее газа через нашу территорию. Другое дело, что мы ограничим ее поставки, если, скажем, идет сокращение спроса в Европейском союзе.

Чем такие правила не устраивают Туркмению, если учесть, что она получает фактически европейскую цену на газ за вычетом транзита? Чтобы открывать новую страницу надо закрыть старую страницу. Поэтому от туркменских коллег, конечно, хотелось бы услышать их реальную позицию по конкретным темам. Есть конкретная тема - Транскаспийский газопровод. Пусть по ней туркменские коллеги выскажут свою позицию.

Вместо этого мы встречаемся с какими-то витиеватыми византийскими штучками: "давайте создадим еще какую-то комиссию и новые правила игры". Нет, давайте мы обсудим старые проблемы, решим их, дадим на них четкие ответы, а потом уже будем заниматься новыми вопросами.

Шейнкман: Эксперты подозревают, что эта активность Туркмении связана в том числе и с желанием Украины пересмотреть нынешние договоры с Россией? Это действительно можно рассматривать во взаимосвязи?

Симонов: Украина выражает желание напрямую покупать туркменский газ. При этом мы со своей стороны не готовы предоставить Туркмении возможность прямых продаж газа украинской стороне. Это, собственно, наше право. К этому можно по-разному относиться, но в этом есть наши объективные экономические интересы.

Почему мы должны предоставлять территорию РФ для транзита неограниченного объема газа из Туркмении, если это создает угрозу нашим экономическим интересам? Мы хорошо учим уроки западной экономики, западной политики и понимаем, в чем заключаются наши интересы. Но при этом, как я уже сказал, если даже Туркмения и получила бы возможность продавать газ напрямую Украине, Украина не получила бы более дешевого газа.

Источник: Голос России, 31.05.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики