Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Визит в Поднебесную

Визит в Поднебесную

Президент России Владимир Путин прибыл в Китай. В ходе двухдневного государственного визита в КНР планируется подписание Совместного заявление глав государств, а также более десятка документов в ключевых областях сотрудничества, таких как энергетика, промышленность, инновационные технологии. 

В преддверии своего визита в КНР Путин написал статью для китайской газеты «Жэньминь жибао», передают «Вести.Ru».

Обращаясь к «многомиллионной аудитории» издания, Путин пишет о важной роли России и Китая во всех глобальных процессах, происходящих в мире, подчеркивая, что ни один важный вопрос мировой политики и экономики невозможно решить без учета интересов этих двух стран. «В этих условиях — мы осознаём общую ответственность за дальнейшее выстраивание российско-китайского стратегического партнерства на долгосрочную перспективу», — пишет президент России.

Путин подчеркивает, что отношения между Россией и Китаем являются «примером межгосударственных связей нового типа», которые «свободны от разного рода предубеждений и стереотипов» и «не подвержены сиюминутной конъюнктуре».

Президент в своей статье напоминает, что в 2011 году товарооборот между двумя странами достиг рекордного показателя в 83,5 миллиарда долларов и сообщает, что к 2015 году эта сумма вырастет до 100 миллиардов, а к 2020 году — до 200 миллиардов долларов.

В числе совместных проектов, над которыми работают Россия и Китай, Путин особо отмечает российское участие в строительстве первой очереди Тяньваньской АЭС и пишет, что рассчитывает на дальнейшее сотрудничество при реализации этого проекта и строительстве других энергетических объектов в КНР.

Далее Путин пишет, что пришло время начать разработку «долгосрочного Плана действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере».

Также глава российского государства отмечает успехи, достигнутые Шанхайской организацией сотрудничества в вопросах достижения стабильности в регионе, и пишет, что странам-участникам ШОС следует плотнее сотрудничать не только в политической, но и в экономической сфере.

Как сообщил журналистам помощник президента России по международным делам Юрий Ушаков, программой пребывания в КНР предусмотрены переговоры Путина с председателем Ху Цзиньтао, премьером Госсовета Вэнь Цзябао, заместителем председателя Си Цзиньпином и заместителем премьера Госсовета Ли Кэцяном, а также председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго, сообщает «Интерфакс».

Китайская сторона рассчитывает, что главным вопросом на переговорах глав РФ и КНР станет энергетическое сотрудничество, включая строительство российско-китайского газопровода, заявил замминистра иностранных дел КНР Чэн Гопин.

Между тем вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что не стоит ожидать, что в ходе визита будет подписано Соглашение о поставках газа из РФ в Китай. «Сомневаюсь. Нет договоренностей. Будем пытаться договориться», - сказал он журналистам.

Представитель Кремля подчеркнул, что Китай остается важнейшим внешнеторговым партнером России. По итогам 2011 г. объем двустороннего товарооборота составил 83,5 млрд долларов, что почти на 40% больше показателя 2010 г.

«Россия и Китай вплотную подошли к реализации поставленной главами двух государств задачи - довести объем взаимной торговли к 2015 г. до 100 млрд долларов. Не исключено, что эта цель будет выполнена досрочно. Такие шансы есть», - отметил он.

Ушаков напомнил, что в стадии реализации находятся проекты совместной разработки дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета и тяжелого вертолета, успешно осуществляется программа сотрудничества в области космонавтики, по ряду других ключевых проектов в высокотехнологичных сферах, в том числе по линии технопарков, включая «Сколково».

Он отметил также, что важнейшей составляющей российско-китайских отношений является сотрудничество в районе общей границы, протяженностью более 4 тысяч км. В этом году стороны приступили к первой после завершения демаркации проверке линии прохождения государственной границы (такая проверка должна проводиться 1 раз в 10 лет).

Кроме того, уже утверждена Стратегия развития трансграничной сети особо охраняемых природных территорий в бассейне реки Амур. Продолжается диалог по созданию трансграничного резервата «Земля леопарда». Ведется работа по разработке Плана российско-китайских совместных действий по сохранению амурского тигра. В рамках сотрудничества по охране окружающей среды создается механизм оповещения и обмена информацией при трансграничных чрезвычайных ситуациях экологического характера.

Одним из традиционных направлений стратегического партнерства с Китаем является взаимодействие на международной арене. «Москву и Пекин связывает близость или совпадение позиций по основным глобальным и региональным вопросам. Наши страны активно сотрудничают также по проблематике стратегической безопасности и стабильности, контроля над вооружениями и нераспространения», - подчеркнул Юрий Ушаков.

По его словам, в ходе переговоров с китайским руководством запланирована «сверка часов» по широкому кругу тем, включая координацию в ООН, «Группе 20», АТЭС, БРИКС, ШОС, обмен мнениями по обстановке на Корейском полуострове и Ближнем Востоке, иранской ядерной программе.

После завершения программы госвизита Владимир Путин примет участие в саммите Шанхайской Организации сотрудничества, который пройдет в Пекине 6-7 июня.

На полях саммита ШОС российский лидер проведет встречи с президентом Афганистана Хамидом Карзаем и президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом.

Комментирует Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности:

- К сожалению, технологический альянс с Западом у нас не складывается. Как только мы предлагаем реальную кооперацию, нас бьют по рукам. Очень яркой историей стала ситуация с Opel, покупка которого была сорвана американцами.

Американцы тем самым еще и европейцам показали, что с русскими не стоит особо тесно кооперироваться в высокотехнологичных отраслях. Поэтому сейчас у нас есть только локальные совместные проекты в области транспортного машиностроения, но и они не столь грандиозны, как хотелось бы. Мы видим, что в автопроме все кончается переносом сборки на российскую территорию. Назвать это кооперацией не получается.

В этом плане логично налаживание сотрудничества с Китаем. У нас есть технологии (все-таки с советских времен у нас еще не все разрушено и что-то еще можно реанимировать), а у Китая есть деньги, но при этом совершенно нет никаких технологий.

Все, что касается китайских технологий – миф. Единственное, в чем преуспел Китай - это копирование чужих технологий. Но это тоже не выход, тем более, что с этим начинают бороться, и китайцы это понимают. Кстати, Китай украл у нас ряд вещей, в том числе, например, и ряд самолетов. Сейчас получается, что мы предоставляем технологии, Китай - деньги. Такая кооперация вполне может сложиться. Уже идут разговоры о вполне реальных проектах, например, о сотрудничестве по дальнемагистральным самолетам.

Китай активно покупает американские бонды. Ему это не нравится, так как субсидировать американскую экономику дважды (товарами, а потом еще и деньгами, вырученными за эти товары) не совсем правильно.

К сырьевому партнерству с Китаем мы относимся скорее осторожно, и делаем правильно. То, что мы аккуратно пускаем Китай в нашу добычу - абсолютно разумный подход. Китай – очень жесткий переговорщик, он не готов платить нормальную цену, так что совершено логично, что мы от сырьевого партнерства переходим к технологичному. Это логичное решение по трем причинам.

Первая причина: с Европой (и, прежде всего, Соединенными Штатами, которые Европу оттаскивают от нас за штаны) у нас партнерства в этой области не получается. Во-вторых, у нас пока есть технологии, которые нужно доводить до ума, а у Китая есть на это деньги. И третье: в сырьевом партнерстве с Китаем надо быть крайне аккуратными.

Что касается того, в чем наше партнерство может быть ограничено: я считаю, что в военно-промышленном комплексе нам не стоит слишком активно заниматься кооперацией - все-таки военно-политические отношения с Китаем до конца не ясны.

А вот гражданское машиностроение, автомобилестроение - это те сферы, где мы должны немедленно налаживать кооперацию.

Не исключаю, что в перспективе Китай может подключиться и к атомному машиностроению. Спрос Китая на атомную энергетику колоссален. Возможно, Китай предоставит деньги, которые мы можем использовать на создание каких-то кооперационных схем.

Мы пока еще не определились, что такое для нас Китай. Проблема заключается в том, что мы пытаемся идти на Запад, а там к нам по-прежнему относятся, как к каким-то непонятным партнерам, с которыми не надо строить никакого высокотехнологичного партнерства. Если европейцы не хотят вкладываться в технологическую кооперацию, у нас нет другого пути, кроме как идти в Китай.

При этом Китай - страна, которая будет идти во внешнюю экспансию. Поэтому здесь надо быть крайне осторожными. Но если мы выберем кооперацию в сфере гражданского машиностроения (то есть откажемся от кооперации в сфере ВПК и очень будем осторожны с точки зрения поставок сырья), то здесь можно найти общий язык.

Источник: Актуальные комментарии, 05.06.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики