|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ключи от стратегической кладовой Ключи от стратегической кладовойВопрос обеспечения доступа на шельф во всем мире находится в компетенции государства. Слишком уж рискованно это предприятие. Риски есть и в части экологии, и экономики, и энергетической безопасности. Значение государственного регулирования работы на шельфе очень ярко выявляется при возникновении внештатных ситуаций (например, объявленный мораторий на бурение на внешнем континентальном шельфе в США после аварии на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, планы ЕС на введение временного моратория). Вот почему в российских реалиях именно государство должно определить главных игроков в сложной геополитической игре под названием «Освоение арктического шельфа». Константин СИМОНОВ, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности: – Сильные и слабые стороны государственных и частных компаний хорошо известны. Государственные компании обычно менее поворотливы, частные компании более динамичны, но при этом их главная задача – максимизация прибыли любыми путями. Никто не говорит, что это плохо. Вопрос только в том, что в ряде случаев это может достигаться в ущерб интересам общества. Если взять тот же шельф, то нужно понимать, что на данном этапе перед государством стоит ясная цель – выработать правила игры, которые могут быть модельными для арктических шельфовых проектов. При этом необходимо учесть целый комплекс интересов – прежде всего жесткие экологические стандарты, а также вовлечение отечественных производителей в арктические проекты. Все это может быть связано с дополнительными затратами, на которые частники пойдут неохотно. С госкомпаниями же решить эти проблемы проще. Кроме того, на стартовом этапе арктических проектов потребуются значительные инвестиции, которые сопряжены с серьезными рисками. Акционеры российских частных компаний могут оказаться сегодня не готовы к грандиозным инвестиционным задачам. При этом речь не идет о запрете частникам работать на шельфе – они будут миноритарными партнерами, что будет снижать их инвестиционные риски. Просто государство развернулось лицом к Арктике, а на первом этапе нужно использовать преимущества госкомпаний – возможность аккумулирования ресурсов для прорыва, готовность учитывать интересы российских подрядчиков. С госкомпаниями проще будет работать и нерезидентам – они понимают, что на начальном, самом рискованном этапе работ их партнером и гарантом будет государство. Только оно сможет совершить первый прорыв в вопросе добычи углеводородов в Арктике. При этом приватизация в нефтегазовом секторе будет развиваться – и в связи с этим правила игры в будущем придется пересматривать. Просто сейчас, на стартовом этапе, государству важно создать стандарты работы на шельфе, а также запустить первые проекты. Когда будет налажено производство оборудования для добычи углеводородов в зоне Арктики, судов соответствующего класса, когда будет проведена доразведка шельфа, когда пойдет первая нефть, тогда можно будет переходить к большей гибкости в этих вопросах. Автор: Николай Смирнов
Источник: Новые известия, 13.06.2012 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|