Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» теряет мотивацию

«Газпром» теряет мотивацию

Многомиллиардные затраты на газификацию российских сел и городов не приносят ожидаемых результатов. Графики подготовки территорий к приему газа выполнялись лишь в трети регионов. А в остальных регионах работы шли с отставанием. Значительные отставания от планов газификации наблюдаются в Архангельской, Калининградской, Костромской, Московской, Псковской, Самарской и Саратовской областях. «Газпром» обвиняет в этом местные власти и указывает, что сам концерн полностью выполнил свои обязательства по газификации регионов.

«Значительное отставание от планов-графиков синхронизации отмечено в Архангельской, Калининградской, Костромской, Московской, Псковской, Самарской и Саратовской областях, а также в Дагестане, Калмыкии, Карелии, Карачаево-Черкесии и Удмуртии, – отмечается в отчете компании, руководимой Алексеем Миллером. – При этом в Архангельской, Калининградской, Костромской областях, Дагестане и Карелии обязательства не исполнялись и в предыдущие годы».

Для реализации программы газификации в 2011 году «Газпромом» были выделены инвестиции в объеме более 29 млрд. руб. – для проектно-изыскательских работ, разработки и корректировки генеральных схем газоснабжения и газификации регионов и строительства газораспределительных сетей в 65 субъектах РФ. Обязательства «Газпрома» выполняются в полном объеме, отмечается в документе: в соответствии с планами в 2011 году было завершено строительство 221 объекта газификации в 49 субъектах РФ. Кроме того, по просьбе администраций восьми российских регионов и с учетом готовности потребителей к приему газа досрочно построены 23 межпоселковых газопровода. Таким образом, всего в 2011 году группа «Газпром» завершила строительство 244 межпоселковых газопроводов общей протяженностью порядка 2,5 тыс. км.

В 2011 году, с учетом исполнения администрациями субъектов РФ своих обязательств по подготовке потребителей, газифицировано более 390 населенных пунктов, переведено на газ 570 котельных, порядка 74 тыс. квартир и домовладений.

В результате уровень газификации природным газом к началу 2012 года составил 63,2% в среднем по стране, в том числе в городах – 70%, в сельской местности – 46,8%. В 2012 году на продолжение газификации регионов России будет брошено уже 37,66 млрд. руб.

Впрочем, как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, подобные вливания вряд ли исправят ситуацию. «Проверить, куда пошли выделенные средства, чрезвычайно трудно, – сетует партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Понятно одно – план по газификации в очередной раз провален. Порядка 1 миллиарда долларов на эти цели выделяется каждый год, но результат практически всегда плачевный. В то, что виноваты именно региональные власти, мне верится с трудом. Скорее всего – вина здесь лежит на газпромовских распределителях».

По мнению эксперта, ситуация не изменится, пока в стране не появится нормальный рынок газа. «Необходимо переводить решение проблемы на коммерческие рельсы, – полагает он. – При этом на газификацию регионов необходимо не менее 7–8 миллиардов долларов ежегодно».

В свою очередь, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Александр Пасечник связывает проблему газификации регионов с тем, что «Газпром» просто потерял мотивацию. «Сроки выхода на равнодоходность внутренних и экспортных поставок в очередной раз сдвинуты, причем существенно – как минимум до 2020 года, – отмечает он. – Так что внутренний рынок концерну сегодня не так интересен, и его ориентиры смещаются на экспортное направление».

Однако основная проблема, как считает Пасечник, заключается в том, что государство до сих пор не определилось с приоритетами. «Основная задача заключается в поиске компромисса в вопросе наполнения бюджета и выполнения социальных обязательств, – перечисляет он. – Плюс к этому необходимо развивать нефтегазовый сектор». Однако четкой финансовой стратегии у властей пока не просматривается.

Автор: Сергей Куликов

Источник: Независимая газета, 18.06.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики