Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Каспийское море противоречий

Каспийское море противоречий

Туркменистан обратится в Международный суд ООН для решения давнего спора с Азербайджаном по Каспию. Ашхабад обвиняет Баку в том, что ряд международных компаний, таких как British Petroleum, Chevron, Exxon Mobile, ведут незаконную разработку нефти на каспийском шельфе

Российские эксперты уверены: прикаспийская «пятерка» должна самостоятельно решить вопрос о правовом статусе внутреннего моря, вмешательство «внешних игроков» лишь обострит конфликт.

Азербайджан и Туркмения снова делят месторождение Сердар-Капяз (Сердар — туркменское название, Капяз — азербайджанское), перспективные запасы которого оцениваются в 100 миллионов тонн нефти. Примерно столько же каждая из стран добывает за 10 лет. Именно в этом спорном районе несколько недель назад было замечено азербайджанское судно, которое вело нефтеразведку. Однако в этой акватории не должно было быть и туркменских кораблей.

Кроме того, Туркмения претендует и на другие нефтеносные участки в трансграничной морской территории Омар-Азери и Осман-Чираг, где для Азербайджана уже ведут разработку ресурсов British Petroleum, Chevron, Exxon Mobile и другие.

Обе стороны обменялись гневными нотами и жесткими ультиматумами. Теперь же Ашхабад намерен обратиться в суд ООН. Однако там разрешить этот многолетний спор не удастся, отметил юрист, член Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам Аслан Абашидзе:

«Если государство входит в ООН, это не означает, что оно признает юрисдикцию суда ООН. Ни Азербайджан, ни Туркменистан ее не признают. Они не приняли соответствующую декларацию, а значит, суд не имеет права рассматривать их иски. В этой ситуации нужно договариваться. Этот вопрос касается не только Азербайджана и Туркменистана, но и России, и Казахстана, и Ирана — потому что не определен новый правовой статус. А те компании, которые заключают договоры на освоение шельфа с одной страной — допустим, с Азербайджаном — серьезно рискуют».

Тем не менее шанс на примирение сторон есть. Дело в том, что и Азербайджану и Туркмении нужен Транскаспийский газопровод, который обещает колоссальные доходы обеим странам. Правда, как только речь зайдет о разделе прибыли, конфликт разгорится с новой силой, уверен генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Когда речь идет о дележе месторождений, все забывают, что вместе хотят строить Транскаспийский газопровод. Соединенные Штаты и Брюссель пытаются сейчас как-то убедить обе страны не обвинять друг друга в нарушении границ на шельфе. Но всем ясно, что политика стран региона непредсказуема, ведь ими руководят достаточно амбициозные лидеры. А те азербайджанские месторождения, которые считаются традиционными, уже не дают прежней отдачи. Например, в прошлом году добыча нефти в Азербайджане упала на 2 процента. А это много для страны, которая в год производит порядка 12,5 миллиона тонн.

Нужно выходить за пределы традиционного ареала добычи. А это будет провоцировать конфликты с Туркменией и с Ираном. Конфликт можно урегулировать только одним способом — решить вопрос правового статуса Каспия. Это должно быть консолидированное решение только пяти прикаспийских государств без вмешательства „внешних игроков“».

Теоретически на эти спорные месторождения могут претендовать и Россия, и Казахстан, и Иран. Если пять стран договорятся, что Каспий — это море, то согласно морскому праву акватория будет делиться от срединной линии практически на равные части. Если же Каспий — озеро, то границы могут пройти как угодно. Вернее так, как решат прибрежные государства.

За двадцать лет прикаспийская пятерка собиралась почти 30 раз, однако вопрос правового статуса водоема до сих пор остается открытым.

Автор: Александра Захарова

Источник: Голос России, 02.07.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики