Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов - об украинской газовой мечте (аудио)

К. Симонов - об украинской газовой мечте (аудио)

Президенты России и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович проводят в Крыму очередное заседание двусторонней межгосударственной комиссии, в ходе которого, в частности, будет обсуждаться и тема корректировки газовых контрактов между странами. Однако уже объявлено, что никаких документов на эту тему по итогам встречи стороны не подпишут.

Почему Россия и Украина по-прежнему не могут найти компромисс по вопросу поставок российского газа? Об этом генеральный директор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

— Наши отношения по газовой теме давно уже зашли в тупик, и причина этого лежит на поверхности. Россия давно сделала Украине вполне внятное предложение — ей нужно участие в акционерном капитале компании, которая является собственником газотранспортной системы Украины. Это нужно не для того, чтобы захватить Украину или пустить по трубе свои танки. Это нужно для того, чтобы обеспечить стабильность транзита через Украину. «Газовая война» 2009 года России обошлась очень дорого. И поэтому риск подобного перекрытия транзита — это колоссальный риск, который Россия себе позволить не может.

За это Россия готова заплатить вполне определенную цену. Глава «Газпрома» Алексей Миллер неоднократно говорил, что за украинскую газотранспортную систему Россия готова перейти на внутрироссийские цены на газ. С учетом стоимости транзита и экспортной пошлины в целом это означает снижение цен до 200–220 долларов за тысячу кубометров. А это тот уровень, о котором мечтает украинское руководство — более чем двукратное снижение стоимости газа для украинской стороны.

Украина же, вместо того, чтобы пойти на эту сделку, все время пытается подсунуть России что-то другое, в основном — политику. Это же голубая мечта Виктора Януковича: продать политику за газ. Поэтому совершенно не случайно перед визитом Владимира Путина Верховная Рада Украины приняла знаменитый закон о региональных языках.

Однако Виктор Янукович его до сих пор не подписал, раздувая интригу: «а вот приедет Владимир Владимирович, и мы с ним обсудим. Может быть, я ему закон о русском языке, а он мне — дешевый газ». Но это же глупо — покупать политику за газ, особенно в диалоге с Украиной, где завтра может быть другая Верховная Рада, и никакие прежние обязательства во внимание приниматься не будут.

Поэтому наш разговор все время ходит по этому кругу и никак с него не сдвинется. Тем более, что у Украины всегда есть в запасе аргумент — Россия пока что не можем обойтись без Украины, как транзитной страны, поскольку через нее идет слишком большой объем транзита. Даже две нитки «Северного потока» (это 55 миллиардов кубометров в год) не позволяют России заменить Украину, через которую в прошлом году шло 100 миллиардов кубометров.

Мне кажется, что сделка по вхождению «Газпрома» в акционерный капитал украинской ГТС является для Украины крайне выгодной, но Украина в этом ищет какой-то подвох. Тем более что там уже создали такой миф: вот отдадим трубу, потеряем Украину. Получается, что вся жизнь Украины — это как жизнь Кощея Бессмертного: у того она была сосредоточена в игле, а вот вся жизнь и суверенитет Украины сосредоточены в трубе. Мол, потеряет Украина трубу, значит, Украины больше не будет.

Грустно наблюдать все это. И я пока не вижу предпосылок для того, чтобы эта ситуация каким-то образом сдвинулась с мертвой точки. Да и в целом я не совсем понимаю, что должно произойти в наших двухсторонних отношениях, чтобы мы все-таки уже начали как-то слышать друг друга и перешли бы от взаимных обвинений и шантажа к практическим решениям. Поэтому я думаю, что ситуация будет только ухудшаться.

Автор: Иван Трефилов

Источник: Радио Свобода, 13.07.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики